Уж совсем было поверили, что на этот раз у нас обойдется без зимы, ан нет – и снег повалил, и морозец затрещал, и обещают, что февраль будет, как всегда.
На веку живущих сегодня поколений таких зим, по свидетельству синоптиков, не было. То есть нынешняя – феномен. Но вообще подобные фокусы в России все-таки случались, и, кстати, по историческим меркам, не так давно. Одну из климатических аномалий зафиксировал в «Евгении Онегине» Александр Сергеевич Пушкин. Просто об этом подзабыли, положив Пушкина на дальнюю полку. «В тот год осенняя погода, – писал автор «Онегина», – стояла долго на дворе, / Зимы ждала, ждала природа, / Снег выпал только в январе…». Было это примерно 180 лет назад.
Однако нынче, говорят, не то. Понастоящему суровые зимы не случались в Ульяновской, например, области уже лет 15. Налицо потепление климата, несущее с собой, по мнению ученых, как плюсы, так и минусы. Безусловный плюс (населением, правда, пока не ощущаемый) – экономия на отоплении жилищ и прочих помещений. Кое-что перепадает и сельскому хозяйству, кабы оно у нас было. Мягкие зимы меньший урон наносят озимым культурам, а более теплое лето позволяет созревать тому, с чем в нашей полосе бывают проблемы. Например, кукурузе.
К минусам глобального потепления относят сокращение срока службы зданий. Частая смена оттепелей и морозов ухудшает качество материалов, делая их более хрупкими и хуже удерживающими тепло. По причине повышения среднегодовой температуры меняется экологическая система, на север с юга мигрируют живые существа, раньше здесь не проживавшие и, следовательно, здешнему человеку непривычные.
Могут заразу какую-нибудь диковинную занести. В общем, происходящее умножает нестабильность. Февраль якобы вернет зиму на место. И по осадкам, и по температуре этот месяц прогнозируют близким к традиционному.