Борьба «больших» энергетиков за теплоснабжающие предприятия города (это МУП «Теплоком» и МУП «Городской теплосервис»), широко развернувшаяся минувшим летом, возобновилась и приняла наступательный характер. В конце декабря прошлого года ВоТГК подала в арбитражный суд иск, требуя признать МУПы банкротами. Параллельно на публичной сцене энергетики активно развивают тему о крупных долгах вышеназванных предприятий и как следствие – об их неумении работать.

В «Теплокоме» такую позицию считают необоснованной. И приводят свои доводы. 24 января состоялось первое заседание суда по процедуре банкротства. Дело оказалось далеко не таким однозначным, как его представляли энергетики… Пока его рассмотрение отложено на месяц.

Начало этой истории стоит напомнить хотя бы в двух словах. Еще в прошлом году энергетики подняли вопрос о выводе «Теплокома» из-под юрисдикции ульяновских властей. Сначала речь шла о передаче предприятия в управление ВоТГК, потом – о его аренде. Целесообразность инициативы объяснялась так: «Теплоком» погряз в долгах и выйти из глубокого кризиса сможет только под крылом ВоТГК. Та же идея развивалась и в отношении «Гортеплосервиса». Мэрия не согласилась с тем, что на предприятиях так уж плохи дела, и оказала сопротивление притязаниям на жизнеобеспечивающие объекты города. Постепенно энергетики сбавили обороты, а тема до времени ушла в тень. И вдруг в декабре прошлого года – громкое заявление о банкротстве, которое для работников «Теплокома» стало, по их словам, громом среди ясного неба. Там утверждают, что ничто не предвещало такого поворота событий, поскольку предприятие на сегодняшний день является рентабельным во всех отношениях. Оно не имеет текущих долгов ни перед энергетиками, ни по налогам, ни по зарплате. На взгляд руководства предприятия, в справедливости этого утверждения несложно убедиться: прошлую суровую зиму и весь летний период прошедшего года население Заволжского района, которое обслуживает «Теплоком», не испытывало неудобств, связанных с перебоями в отоплении и горячем водоснабжении. А были бы долги – тут же последовали бы санкции по снижению температурного режима или отключению горячей воды, как это произошло в правобережье.

Так о каких долгах идет речь? Полумиллиардный долг «Теплокома» накопился до 2002 года из-за неплатежей за энергоресурсы, но не предприятия, а бюджетов всех уровней. Именно по этой причине по указанию президента России Владимира Путина между властями региона и руководителями РАО «ЕЭС России» было подписано соглашение о реструктуризации долга на 15 лет. Документом определено, что погашение долга должно идти из бюджета, частями, конечный срок – 2018 год.

Энергетики, казалось бы, воле президента подчинились, соглашение подписали, но это не мешает им поглощать муниципальные предприятия в целом ряде городов и двигаться к намеченной цели – монополизации. Так видят ситуацию в «Теплокоме». И эта точка зрения основывается на реальных фактах. Во всяком случае, руководство ВоТГК еще в прошлом году приводило в пример ульяновской власти ряд регионов, которые уже передали свои сети «большой» энергетике. В ряду этих примеров ярче всего фигурировал Саратов.

Между тем известно, что именно там самые высокие на сегодняшний день ЖК-тарифы по всему Поволжью. Изучив опыт Саратова, Оренбурга, Сызрани и других городов, отдавших свои сети ВоТГК, специалисты «Теплокома» пришли к выводу, что обещания энергетиков улучшить качество услуг, понизив их стоимость за счет концентрации в одних руках всей системы энергоснабжения региона, выглядят неубедительно.

Специалисты УМУП «Теплоком» на примере конкретного факта доказывают, что действующая система управления теплоснабжением эффективнее системы энергетиков и позволяет обеспечивать качество и надежность теплоснабжения потребителей при более низкой стоимости услуг. Функции «Теплокома» те же, что и у Ульяновских тепловых сетей, которые принадлежат ВоТГК. Но «Теплоком» одну и ту же работу выполняет на 30% дешевле! В цифрах это выглядит так: на 2007 год тариф «Теплокома» на транспортировку тепловой энергии составляет 97 рублей за одну гигакалорию, а тариф Ульяновских тепловых сетей – 129,9 рубля за гигакалорию. И это при том, что оба предприятия получают тепло от одного источника – ТЭЦ-2, говорят в «Теплокоме».

Вышеприведенный пример в «Теплокоме» считают достаточно ярким доказательством несостоятельности утверждений энергетиков, будто теплоснабжающее предприятие является не более чем перепродавцом тепловой энергии. Еще один сомнительный посыл – это желание энергетиков «…понять экономику предприятия и предпринять дальнейшие шаги по его оздоровлению…». Есть ли в этом нужда? Как уже отмечалось выше, долги прошлых лет реструктурированы, в настоящее время предприятие рентабельно и стабильно, с энергетиками расплачивается вовремя, содержит свои тепловые магистрали в рабочем состоянии.

Руководство «Теплокома» согласно: нельзя утверждать, что проблем нет вовсе, но природа их понятна всем, кто владеет темой профессионально. Существует разница между тарифом, по которому оплачивает услуги тепловиков население, и тарифом энергетиков.

Эта разница обусловлена самой методикой расчета размера оплаты. Она никуда не денется, кто бы ни владел тепловыми сетями Ульяновска. Выход один – закладывать эти самые пресловутые выпадающие доходы в бюджет. Если энергетики обещают систему исправить и избавить бюджет от этих неприятных трат, то это может означать только одно: разницу в тарифе будет оплачивать население. Именно на него свалятся сначала непосильные платежи, а потом и жесткие санкции энергетиков. Другого варианта в муниципальном предприятии не видят.

А пока все происходящее в «Теплокоме» расценивают так: энергетики прекрасно понимают, что предприятие крепкое, работоспособное, поэтому и рассматривают его как желаемое. Именно поэтому, когда вариант с арендой не прошел, ВоТГК начала кампанию по банкротству «Теплокома», убеждая общественность, что это единственный «законный» способ изменить сложившуюся ситуацию.

Какими же могут быть реальные последствия введения процедуры банкротства? Ведь банкротство не предполагает единовременного погашения всех имеющихся долгов. Кроме того, что будет заморожена вся финансовохозяйственная деятельность предприятия, будет приостановлено на неопределенный срок выделение денежных средств из бюджета по долгам «Теплокома» на основании вышеуказанного соглашения… В «Теплокоме» считают, что энергетикам сейчас больше денег интересен сам «Теплоком». Коллектив предприятия надеется, что власти города и области не допустят реализации планов энергетиков.