С момента вступления в силу постановления Правительства РФ, предписывающего навести порядок на розничных рынках, прошло чуть более трех недель. А уже 24 января министр предпринимательства областного правительства В. Зинуров провел для журналистов пресс-конференцию. На Центральном рынке.
Все хорошо, прекрасная маркиза!
По словам министра, цели властей, во-первых, обеспечить для местных производителей возможность реализовать свою продукцию. Во-вторых, предоставить гражданам России дополнительные рабочие места. Однако сам министр, в конце декабря на заседании Агропромышленной палаты заявил, что только на рынках г. Ульяновска постоянно пустуют около 400 торговых мест. То есть сельхозпроизводители не торопятся на рынки со своей продукцией. Зачастую потому, что им и везти-то нечего.
На вопрос о том, возможна ли реализация схемы, когда иностранец наймет двух-трех местных продавцов и продолжит работать, а значит, в криминальном смысле, по сути ничего не изменится, Зинуров ответил: «Я думаю, что опасения ваши, возможно, обоснованы. Но если наши граждане найдут себе работу на рынках, в этом ничего дурного нет. Соотношение 300 человек иностранцев для нашей области не катастрофично».
Кстати, иностранцам запрещено работать продавцами, кассирами, работниками склада. Это право предоставлено исключительное местным. А вот на такие специальности как руководители компании, менеджеры, маркетологи и другие офисные должности право осталось у иностранцев.
Сколько у нас иностранцев?
Согласно данным, представленным журналистам самим министром Зинуровым, в нашей области количество зарегистрированных иностранцев составляет около 18 тыс. человек. Сколько-нибудь внятных данных о том, сколько нелегалов находится в области, нет.
В то же время, министр сообщил, что только в прошлом году на нелегалов, в том числе задержанных за работу на рынках, было составлено почти 4,5 тыс. протоколов. Только за три первые недели этого года сотрудниками миграционной службы уже составлено 80 протоколов об административных нарушениях иностранными гражданами.
Нелегалами только начали заниматься и ответить точно, сколько их на Центральном рынке, пока не может никто. Тем более назвать количество нелегалов на всех рынках и в других торговых точках области.
На вопрос о том, сколько иностранцев сегодня работает на Центральном рынке, его директор Е. Муратов ответил следующее: «Раньше было до 40 человек. Это таджики, узбеки. В связи с ограничениями у нас сейчас работают 9 иностранцев, которые занимаются только сухофруктами».
Сегодня, сопоставляя озвученные во время пресс-конференции цифры, поневоле приходишь к выводу, что, либо местные власти сами не располагают истинной информацией о положении дел, либо, желая хоть на время успокоить население испуганное вполне вероятным взрывом цен весной, просто пытаются жонглировать теми же цифрами.
Что будет с ценами?
Как заявил на пресс-конференции министр Зинуров: «Произошло невероятное. Руководители рынков сейчас обращаются к главам муниципальных образований, в областное правительство, с предложениями организовать любые услуги, площадки для выездной торговли, для торговли с автомобилей. Есть реальное понимание того, что идет отток с рынка в сферу организованной торговли. За 2006г. в эту перешло около 7% торговцев. Это большой процент». Если учесть, что оборот всех рынков составляет около 18% от общего торгового оборота, то несложно понять, что обвал на рынках уже начался. Во что он может вылиться, местные власти сегодня слабо представляют.
На Центральном рынке за три недели января количество постоянно свободных мест, в связи с оттоком иностранных торговцев, увеличилось примерно на треть. Из 1300 мест по всем группам товаров занято лишь 900 рабочих мест. Уже сейчас г-н Муратов подсчитывает свои будущие убытки: «Если мы потеряем 30 рабочих мест в день, это минус 4,5 тыс. рублей. В месяц получается 135 тысяч. В год получится 1 млн. 600 тыс. рублей». Ну а если потеряют не 30, а 350-400 мест?
Законы бизнеса безжалостны – чтобы выжить, владельцы рынков будут вынуждены повышать плату за место для торговцев. Они, в свою очередь, повышать цену на товар. Значит, за все заплатит покупатель.