Он убежден: фотограф – профессия чисто мужская. Причем опасная и тяжелая. Конечно, если никуда не лезть, можно и даме взять в руки фотоаппарат. «Но тогда ей некогда будет влюбляться, детей рожать, воспитывать их», – улыбается Лев Федорович.
Правда, сам он за свои 69 лет успел многое. Увидеть, узнать, примерить на себя множество увлечений, встретиться с замечательными людьми и, главное, создать настоящую фотолетопись времени. Он и сам не скажет, сколько тысяч раз останавливал мгновения, чтобы мы с вами разглядели эту быстротекущую жизнь.
Сегодня гость «ДЗ» известнейший ульяновский фотограф Лев Федорович Игонин.
– Сам я – чистый волгарь. Родился в Казани, а перед войной с родителями переехал в Ульяновск. Вырос здесь, на Володарке, считаю, ульяновская земля – родная. Фотоаппарат впервые увидел в конце сороковых. Трофейный, фронтовики такие привозили после войны. Знаете, как они завораживали пацанов! А уж в начале 50-х начал баловаться родной «Сменой».
– Значит, страсть к фотографированию – еще из детства?
– Я с трех-четырех лет увлекся рисованием – художник с Володарки учил. В выставках участвовал. Оттуда корни растут. А вообще страстей у меня всю жизнь было с избытком. Серьезно занимался спортом – лыжи, хоккей, футбол, штанга, легкая атлетика (кстати, благодаря спорту познакомился с Володей Тихоновым – знаменитый был волейболист, телеоператором. Он-то и подкинул идею заняться фотографией). Не менее серьезно – в театральных студиях в Доме Учителя, Доме офицеров, на телевидении. В основном давали роли героев-любовников, к примеру, в чеховском «Медведе». Конечно, очень мне хотелось артистом стать.
– А что же не рискнули?
– Отговорил, как ни странно, знаменитый актер Борис Петрович Чирков. В 1959-м он приезжал сюда на гастроли. Насмотрелся его спектаклей и решил с Чирковым познакомиться. Он меня послушал: «Ну что, молодой человек, ты на правильном пути. Приедешь – меня обязательно найди». Через год поехал поступать – в институт кинематографии и в ГИТИС. Прошел два тура. Доложился Чиркову. А он и скажи: «Ну будешь всю жизнь играть героев-любовников…Займись лучше серьезным делом». В общем, вернулся домой, к фотоаппарату. Стал на телестудии работать ассистентом оператора. Но на всю жизнь остался заядлым киношником.
– И, конечно, немало снимали знаменитых актеров?
– Они же раньше постоянно к нам на кинофестивали приезжали! Кириенко, Мартинсон, Белокуров, Герасимов, Макарова – какие звезды! Я с ними неделю по области мотался, снимал, конечно, общался. Тогда-то хорошо познакомился с Зоей Федоровой – ох и хулиганка была, веселая, жизнерадостная, любила крепкое словцо и рюмочку пропустить! А с Олегом Ефремовым познакомился в Москве. В 1984 поехал на Всесоюзную конференцию журналистов с Геной Зиновьевым. Он и предложил: «Давай сходим к Ефремову, подарим фото. Вручаем снимки, а Олег Николаевич и спрашивает: «Хотите на спектакль?» Хотелось бы, говорим. Ну он нам в директорскую ложу билеты дал. И наказал: «Спектакль закончится – чтобы пришли ко мне в кабинет и отчитались». Послушались, конечно. Знаете, как я жил? Брал отпуска и ехал в Москву – в театрах побывать и на стадион сходить. В 1971-м был, к примеру, на отборочном матче чемпионата Европы СССР-Испания (наши победили!). Позже ездил снимать чемпионат Европы по легкой атлетике в Одессу, финал Спартакиады народов СССР в Красноярск – на всю жизнь такие поездки запоминаются.
– Знаю, что полвека назад ваша первая спортивная фотография появилась в «Ульяновском комсомольце».
– А потом публиковался в «Советском спорте», «Спортивной жизни России», «Известиях». Спасибо профессии – она свела меня с великими спортсменами. Скажем, я – ярый болельщик футбольного московского «Динамо» с 1947 года и до сих – несмотря на то безобразие, что там творится. В 1967-м поехал в Куйбышев на матч «Динамо». Игроки остановились в гостинице «Волга». Пришел туда и говорю: «Мне бы увидеть Бескова или Яшина». А Лев Иванович как раз идет по коридору. Я растерялся, ноги-руки дрожат. Доложился кто я и откуда. А уж он меня с Константином Бесковым познакомил. Наснимал их, конечно. Уже через год приехал на игру как свой, тут уж основательно подружился. На проводы Яшина из спорта ездил. Бесков меня увидел, говорит Льву Ивановичу: «Земляк твой приехал!». Знаете, что в годы войны Яшин в Ульяновске жил?
– Да вы что?!
– Около двух лет. Приехал с родителями, которые с автозаводом из Москвы эвакуировались. Тут у нас на Свияге Яшин и рыбачить научился. Все собирался приехать, погостить… Конечно, он мой самый любимый герой.
– Дети, внуки не увлекаются фотографией?
– Всерьез – нет. У меня три внука и две внучки. Вот внучка Оля очень любит рисовать – в меня пошла.
– Что главное в вашей профессии?
– Порядочность – в первую очередь. Ведь нам много дано, можем написать, наснимать что угодно. А дело-то имеем с судьбами человеческими. Так что главное в нашем деле – любить людей. Без любви не стоит брат в руки фотоаппарат.
…На днях в Мемориале открылась персональная выставка Льва Игонина. 120 фотоснимков, на них лица современников – знаменитых и обыкновенных. А за ними – целая жизнь ульяновского фотографа Льва Игонина.