Нынешний февраль для Симбирской епархии юбилейный, 175-й. В связи с этим мы решили вспомнить единственную в Ульяновске церковь, которая пережила все перевороты и передряги прошлого столетия. Она никогда не перестраивалась и никогда не использовалась не по назначению, Это Воскресенская кладбищенская церковь.Любопытные факты из ее долгой и бурной истории для читателей «СК» отыскал в фондах облархива архивист Антон Шабалкин.
Церковь на скорую руку
Минувшей весной кладбищенский храм отметил свое 95-летие. Рождение его, как выяснилось, было непростым, оно сопровождалось спорами и даже разборками чисто мирского плана. Кладбище на нынешней улице Карла Маркса открылось в 1874 году и долгое время оставалось совсем без церкви. Усопших же отпевали в небольшой часовенке в весьма стесненных условиях.
Этот факт чрезвычайно возмутил епископа Гурия, который приехал в Симбирск в 1904 году. Будучи человеком горячим, Гурий решил в срочном порядке сделать к часовне пристрои: с одной стороны прилепить колокольню, с другой – алтарную часть. Для возведения церкви на скорую руку были получены все необходимые визы, но… идея оказалась «непроходной». Земля на кладбище, как сейчас сказали бы, была муниципальной, и городским властям не понравилась активность архиерея: дескать, негоже нашей землей распоряжаться. Дело осложнилось еще и историческими реалиями. Шел 1905 год, революция, и Дума в ту пору очень сильно полевела. Депутаты обязали Гурия не только приостановить строительство, но и снести все, что успели возвести. Епископ пожаловался обер-прокурору синода Константину Петровичу Победоносцеву. Но и тот ничем не смог помочь. В архиве хранится ответ Победоносцева Гурию: «Жаль, что Ваше преосвященство приступило к постройке часовни без предварительного согласия с управою, ибо кладбище состоит в ведении и распоряжении города. А на Думы в нынешнем их составе трудно полагаться, так как стоят за свою автономию».
Гурию так и не удалось переломить ситуацию. Два года спустя, когда он умер, кладбище по-прежнему оставалось без церкви.
В храм пускали только по билетам
Между тем городская власть вовсе не была противницей самой идеи строительства. Просто храм на кладбище хотели видеть незаурядным, а денег в симбирской казне хронически не хватало во все времена. В облархиве хранится проект церкви, который в 1905 году разработал городской архитектор Леонид Митрофанович Аненков. Храм в авторстве Аненкова остался только на бумаге и до сих пор восхищает всех, кто бы его ни увидел, Здание могло бы получиться великолепнейшее.
Кстати, Аненков, по словам Шабалкина, был одним из самых невезучих городских архитекторов: большинство его проектов так и остались нереализованными из-за бедности симбирского бюджета, В 1906 году архитектором Симбирска становится знаменитый Федор Осипович Ливчак, Он делает свой проект церкви на кладбище.
Храм получается в своем роде уникальный единственный во всем городе он выполнен в византийском стиле, Построили Воскресенскую церковь только в 1911 году. В январе этого же года в кладбищенский храм был избран церковный староста (вопрос о его избрании решался Городской Думой, и депутаты-мусульмане в баллотировке не участвовали). Им стал купец Алексей Петрович Балакирщиков, человек колоритной наружности и левой репутации. Он лично посетил губернатора Алексея Степановича Ключарева и пригласил его на освящение храма. Но тот приглашение проигнорировал, уехал с ревизией в Сызрань. Этот шаг иначе, как демаршем, назвать трудно, говорит Антон Шабалкин. Очевидно, губернатор поосторожничал и решил дистанцироваться от Балакирщикова, чтобы не навредить своей репутации.
Зато для епископа Вениамина, который прибыл в Симбирск в этом же 1911 году, открытие храма было событием знаковым. Так что его освящение состоялось и без губернатора, Газеты писали, что народу было много, в храм пропускали «только по имеющимся билетам», остальной народ стоял снаружи.
Общество трезвости образца 1912 года
В 1912 году священником в Воскресенскую церковь был назначен Иоанн Петрович Апраксин, человек чрезвычайно бойкий и энергичный. Из всех настоятелей симбирских храмов он первым уловил новое веяние – создание при церквях обществ трезвости. Такие общества составляли лица обоего пола, которые добровольно брали на себя обязательство отказываться от веселящих напитков на определенный срок. Берущие обет клялись в этом перед алтарем. Многим помогало.
Апраксин представил в консисторию свой устав такого общества. Но священники приходских храмов, которым раньше и дела не было до трезвости, такой инициативе яростно воспротивились, Священник Всехсвятской церкви писал, что учреждение общества трезвости при кладбищенской церкви ему представляется крайне неуместным и ненужным. Словом, инициатива Апраксина симбирских пастырей расшевелила, и они из страха потерять паству один за другим начали подавать такие же прошения о создании обществ трезвости. Конкуренция была серьезная… Вероятно, общество трезвости на симбирском кладбище так и не появилось бы, если бы… не епископ Вениамин. Он явно покровительствовал Воскресенской церкви и, несмотря на возражения консистории, прошение Апраксина подписал.
В войну вел службу патриарх
У кладбищенского храма была счастливая судьба – его не трогали даже в самые тяжелые для русского православия годы. Рушить или приспосабливать для каких-то практических целей церковь на погосте ни у кого рука не поднималась… Хотя в 1941 году нечто подобное едва не произошло. 13 августа городская власть приняла решение о закрытии Воскресенской церкви и сдаче ее здания в аренду ульяновскому заготпункту под засыпку зерна. Зерносклад посреди могил так и не появился – делу помешали события на фронте. Немцы подходили к столице, и встал вопрос об эвакуации московской патриархии. Священнослужители попросились на Волгу. Среди них оказался симбирянин – священник Смирнов. Возможно, он и стал инициатором того, чтобы московская патриархия переехала на время в Ульяновск.
Нужно было срочно готовить церковь, и проще всего было привести в порядок именно Воскресенский храм. Уже 1 сентября, спустя две недели после закрытия, его начали устраивать для встречи высших иерархов православия, 19 октября московская патриархия прибыла в Ульяновск, а неделей позже в церкви Воскресения Христова будущий патриарх митрополит Сергий провел первое после долгого перерыва богослужение в городе. В 1945 году Воскресенская церковь была передана в бессрочное пользование верующим, Долгое время ее благоустройством почти не занимались – мешал кадровый вопрос, очень уж часто менялись священники. В 80-е годы 20-го столетия много для кладбищенского храма сделал Борис Семенович Крыжин. Он был его последним настоятелем (ныне кладбищенская церковь подчиняется непосредственно архиепископу Симбирскому и Мелекесскому Проклу). Капитально церковь была отремонтированав 2000-м году, когда экс-губернатор Горячев решил привести в порядок старое кладбище…
Воскресенская церковь появилась одной из последних в Симбирске и осталась единственной из всего прежнего великолепия городских храмов.
Недавно в Самаре был издан набор открыток с видами храмов Симбирской епархии. Из городских церквей в него попала только Воскресенская – как самое выдающееся храмовое строение Ульяновска, Нынешний кафедральный Неопалимовский храм в экспозицию не вошел – когда-то он был всего лишь полковой церковью расквартированных в губернии полков.