60 лет совместной жизни отметили недавно ульяновцы Галина и Иван Есипенко

Шестьдесят лет вместе… Даже трудно вообразить сколько эти годы вместили всего – любовь, работа, рождение детей, внуков, правнуков. А ведь жизнь юбиляров и до их встречи отнюдь не была скучной и однообразной.

Водолаз

Иван Филиппович Есипенко родился в Ростовской области, в местечке под названием Самарское. В 1943 году, когда ему исполнилось семнадцать, его взяли в единственную на весь Советский Союз водолазную школу. После ее окончания Иван попросился в Днепропетровскую флотилию. Работа свежеиспеченных водолазов была не менее опасной, чем сражения на фронте.

– Мы занимались судоподъемом, – рассказывает Иван Филиппович. – Ведь весь Днепр от верховьев до устья был буквально завален затонувшими судами. Работали группами человек по сорок: пять водолазов, а остальные – такелажники, механики. Нас отправили в район Бреста – на верховья Днепра, дно которого нам и предстояло расчищать. Вот мы и спускались по нему аж до самого Днепропетровска.

Эта работа была дьявольски тяжелой, ведь только облачение водолаза – ботинки, рубаха, манишка, к которой привинчивался шлем, дополнительные грузы – весило больше шестидесяти килограммов. А во всем этом надо было еще передвигаться, цеплять обломки судов к специальному крану. Временами работа была еще и смертельно опасной, поскольку очень много судов затонуло вместе с минами или бомбами.

– Спасибо разведчикам! – говорит Иван Филиппович, – Нам всегда сообщали, где находятся мины, и мы поднимали сначала их. Вот толкаешь такую дуру наверх, а в голове одна мысль: рванет или не рванет.

День Победы Иван Есипенко, который к тому времени был уже старшиной группы водолазов, встретил в городе Кременчуг. Здесь же произошла встреча огромной для него важности – он познакомился с Галиной.

Учительница

Галина родилась недалеко от Кременчуга в деревне Федоровка. Окончив школу, поступила в пединститут, но успела отучиться только курс – началась война. В Кременчуг пришли немцы.

– Самое ужасное началось, когда немцы поняли, что скоро им конец, – рассказывает Галина Васильевна. – Тогда молодежь начали угонять в Германию. Взяли и меня. Нас всех согнали на территорию местного цирка. Ночью прибежали родители моей подруги Шуры Дьяченко и попытались подкупить охранников, чтобы ее выпустили. Они вроде бы отвернулись, и Шурка полезла через забор. А я за ней! Так она осталась, а я вылезла. Туфлю потеряла и шла через весь город босиком. А Шурку родители все-таки вытащили – уже когда всех наших ребят выстроили перед отправкой. И второй раз мы прятались от фашистов тоже вместе с ней. Когда они пошли по домам, выискивая тех, кто еще осталась, шуркина мать спрятала нас в подпол, а люк завалила дровами. Немцы, хоть и заглядывали во все щели, нас не нашли.

После войны Галина поступила на педагогические курсы. Жила у своей старшей сестры Надежды. А вскоре к ним в дом подселили двух молодых моряков. Одним из них был Иван Есипенко.

– Мы познакомились, и меня сразу же отправили работать учительницей в Молдавию. Не хотелось мне туда ехать, но нас пригрозили отдать под суд. Потом я вернулась в Кременчуг – собираться, чтобы уехать уже надолго. А Иван мне и выдает: «Никуда ты не поедешь! Выходи за меня замуж!». И я согласилась.

Медовый месяц … на сеновале

Свадьбы как таковой не было – посидели с сестрой и ее мужем, на столе – самогон да сало. А ночевали молодожены первое время … на сеновале, поскольку в доме жить было негде: в одной комнате сестра с сыном, а в другой – оставшийся холостым товарищ Ивана. Вскоре старшину водолазов Есипенко перевели в аварийно-спасательный отряд и отправили в Киев. А еще у него родилась дочь, которую назвали Александрой.

Через некоторое время Иван Есипенко попросил, чтобы его отправили на Дон – поближе к родным местам. Его просьбу удовлетворили, и его жена вместе с дочкой поселилась у его родителей в Самарском.

В 1950 году Иван Филиппович демобилизовался. Его война закончилась только тогда – семь лет и восемь месяцев он постоянно мог оказаться на волосок от смерти, доставая затонувшие мины и поднимая со дна рек суда.

Машинист

После демобилизации Иван Филиппович закончил ростовскую школу машинистов. Его отправили на Куйбышевскую железную дорогу – так семья Есипенко оказалась в Ульяновске. Водил составы до Инзы, Мелекесса, Нурлата , Казани. Кстати, тот самый паровозик «Лебедянка», что стоит сейчас, как памятник, на улице Локомотивной, в свое время побывал под управлением машиниста Есипенко. «А этот паровоз мой дедушка водил», – гордо говорит теперь его правнук Витя каждый раз, когда проезжает мимо «Лебедянки».

Галина Васильевна тоже приобщилась к железной дороге – работала киоскером на Центральном вокзале.

Шли годы, выросла и вышла замуж дочь Александра, родилась внучка. В 1981 году Иван Филиппович вышел на пенсию.

– Получается, что большую часть жизни вы постоянно расставались? – спросила я у юбиляров, – Сначала моряк, потом машинист. Все время надо ждать встречи.

– А, может быть, мы поэтому столько и прожили, – улыбаются Иван Филиппович и Галина Васильевна, – Надоесть друг другу не успевали…