Ульяновец Александр Скатуллов развел у себя дома настоящие тропики
Начало положили улитки
Когда заходишь к Александру Скатулову в квартиру, ощущение такое, что попал в настоящий зоопарк. В клетках щебечут десятки птиц, в аквариумах шелестят крыльями экзотические насекомые, в террариумах извиваются змеи. Вдруг откуда-то из-под кресла прямо вам под ноги выползает пестрая ящерица, а на коленях у хозяина, будто кошка, примостилась огромная игуана.
– Это Лизка, – рассказывает Александр, – Ходит за мной по пятам. Я ее даже на поводке водил гулять в парк Матросова, как собачку. Прохожие просто в осадок выпадали.
Еще с детства Александр Скатулов увлекался аквариумистикой. А в восьмидесятых заинтересовался и другими экзотическими созданиями. Начал … с улиток.
– Привез больших ахатин – есть такие улитки – паразиты на банановых пальмах, занялся их разведением. Вроде получилось, вот только куда их девать-то? В качестве домашних животных у ульяновцев они спросом не пользовались.
Тигровый питон, эублефар и другие
Постперестроечные времена открыли широкие перспективы для любителей экзотики. Тогда еще таких людей было немного, нарождавшемуся классу новых русских было не до крокодилов в ванной и удавов на веранде – и без них сожрать могли каждый день. Поэтому стоили тогда пришельцы из тропиков сравнительно дешево. Например, игуану можно было купить на знаменитом Птичьем рынке долларов за двадцать – тридцать. Так дома у Александра постепенно появились тигровый питон, эублефар (вид тропической ящерицы), удав, жаба-рогатка, маисовый полоз, молочные змеи, игуана Лизка. Покупать еду всем своим подопечным было накладно, и Александр стал разводить для прокорма тараканов. Конечно, не черных или рыжих – пепельных. Так и экзотическими насекомыми заинтересовался.
– А змеи ваши к соседям не удирали?
– Нет, бог миловал, они вообще у меня спокойные. Только вот эублефар один раз удрал и месяц где-то по квартире путешествовал. Кончилось все печально: когда он выполз, спасти его уже не удалось. Уж больно истощен был.
– Оттого, что так долго не ел?
– Если бы только не ел – выжил бы. У этих ящериц в хвосте жировой запас. А вот то, что он не пил все это время его и сгубило.
Сейчас большая часть коллекции Александра работает живой рекламой в одном из зоомагазинов города. Причина банальна – пресмыкающиеся доросли до таких размеров, что держать их в обычной квартире стало проблематично.
– Тигровый питон вымахал в длину больше трех метров, – смеется Александр. – А игуане стал тесен ее террариум. Сделал ей обиталище побольше, но хватило ненадолго, она даже кончик хвоста себе обломала. Вот и пришлось им прописку менять.
Родословная для рыбки
А у Александра появилось новое хобби. Сейчас он увлекся … фауной второго по размерам озера в мире Таньганьика. Это озеро, кроме того, знаменито еще и своим необычным происхождением. Оно сформировалось, когда геологические пласты сместились таким образом, что часть океана вместе со всей живностью превратилась в озеро. В морскую воду с гор стекала пресная вода, и озеро опреснялось, но процесс этот шел необычайно медленно. В результате и морские рыбы приспосабливались к другой сфере обитания по-особенному. Получились очень интересные экземпляры.
– Например, группа рыб под названием трофеусы, – рассказывает Александр. – Эти рыбы полиморфны, то есть один и тот же вид может выглядеть совершенно по-разному. Существует до пятидесяти цветовых вариаций, в которые могут быть окрашены эти удивительные создания, поэтому заниматься их разведением чрезвычайно интересно – трудно угадать, что получишь в итоге. Кстати, трофеусы очень популярны на Западе, там существуют специальные клубы, вроде наших любителей кошек или собак. Представьте, на некоторые виды там даже выдают родословные! А от членов клубов строжайше требуют, чтобы разные цветовые вариации не скрещивали между собой.
Есть в коллекции Александра и еще одна удивительная обитательница знаменитого озера. Рыбка Принцесса Даффодил замечательна своим образом жизни. Они живут настоящими семьями, вмсете с детьми разного возраста. Почти как у людей, хотя кое-какие отличия все же имеются…
– Когда две взрослые рыбы выводят мальков, родители не бросают их на произвол судьбы. Детеныши остаются жить вместе с ними. А когда у пары появляется второе потомство, подросшие мальки следят за малышами и защищают их. Это небезопасно, ведь в случае нападения хищника, погибают прежде всего старшие, которые жертвуют собой ради родителей и младших братьев.
Семью Принцессы создают на всю жизнь – как раз в отличие от людей. А если один из пары погибает, его место занимает кто-то из старших детей.
Сейчас в коллекции Александра Скатулова более двадцати видов, обитающих в Таньганьике. Но он мечтает, что соберет когда-нибудь в своих аквариумах всю рыб, живущих в этом удивительном озере.