На одной из неоконченных фресок в храме Пресвятой Богородицы в городке Аксиуполи на севере Греции появилось изображение вождя Октябрьской революции Владимира Ленина.

Ленин показан стригущим бороду закованному в наручники и стоящему на коленях святителю Луке, что должно символизировать преследования Церкви со стороны большевиков.

Российский архиепископ Лука ВойноЯсенецкий (1877-1961 гг.), священнослужитель, исповедник, видный хирург и теоретик медицины, является одним из почитаемых святых в современной Греции.

Появление в святом месте революционера и других спорных исторических фигур вызвало неоднозначную реакцию, которую еще более подогрели греческие телеканалы, широко сообщившие о появившихся фресках.

Кроме Ленина, на фресках в храме изображены Сталин, а также участники восстания 1900 года в Китае, убивающие православных сограждан. На другой фреске паломники могут видеть Христа, наставляющего древнегреческого трагика Эсхила и поэта Гомера. Также среди святых можно видеть греческого поэта Костаса Варналиса, известного марксиста ХХ века.

Автор фресок – Костас Вафиадис – утверждает, что подобные изображения допустимы в церкви, если являются частью сюжетов, изображающих страдания святых мучеников и исповедников. Он также говорит, что «греческая православная художественная традиция позволяет писать на церковных стенах лики дохристианских или светских мыслителей, таких, как древнегреческие философы, мудрецы, драматурги». Настоятель церкви отец Дорофей защищает иконописца, говоря, что «церковь не запрещает самовыражения».

Тем не менее свое неприятие подобного самовыражения уже высказал правящий архиерей митрополит Спиридон, которому подчиняется храм. Митрополит заявил о намерении призвать провинившихся церковнослужителей к ответственности. «Профанацией» назвал сюжеты церковной росписи и местный представитель светской власти.

Вместе с тем, Христос, Богоматерь и святые – не единственные персонажи, которых на протяжении многовековой истории церковной живописи изображали на фресках, мозаиках и иконах. Так, издавна иконописцы изображали не только мучеников, но и тех, кто предавал их смерти.

Нередки в церковной живописи и изображения исторических деятелей – римских и византийских императоров, православных и языческих монархов, в некоторых случаях также античных философов и других персонажей, как положительных, так и отрицательных, с точки зрения церкви и верующих.

По материалам сайта «NEWSru.com».