Так что же выгоднее льготы в натуральном выражении или деньги? Этот вопрос региональные льготники особенно активно обсуждают последние дней десять. В помощь тем, кто еще не сделал выбор, разъяснения специалистов Законодательного Собрания и департамента соцзащиты области.

В начале февраля были официально опубликованы изменения в закон о мерах социальной поддержки региональных льготников или, другими словами, результаты местной «монетизации». «СК» уже сообщал, что по закону льготники теперь имеют право на выбор. Ветераны труда вместо льгот в натуральном выражении могут получать ежемесячно 410 рублей, реабилитированные лица 425, труженики тыла и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, по 350 рублей.

С тех пор как эта информация была опубликована, в редакцию «СК» стали поступать вопросы, связанные с новшеством. Льготники хотят знать: во-первых, смогут ли те, кто сделает выбор в пользу денег, купить социальный проездной по 85 рублей, вовторых, каким образом складывалась сумма денежной компенсации для каждой категории льготников, и, в третьих, коснулась ли «монетизация» коммунальных услуг.

Начнем с последнего вопроса.

Нынешние изменения коммунальных услуг не коснулись, там льготы остаются в том же виде, что и раньше. Что касается расклада суммы денежной компенсации по определенным льготам, то такой информации в самом Законе нет, сказали корреспонденту «СК» специалисты аппарата ЗС. Хотя депутаты и рассматривали суммы, предложенные департаментом соцзащиты (все расчеты были сделаны там), обсуждали их и даже меняли. Специалисты ЗС не опровергли догадки наших читателей, что денежная компенсация получилась заниженной.

По поводу соотношения «льгота деньги» начальник управления выплат департамента соцзащиты Александр Адонин сказал примерно следующее: расчет производился исходя из средних затрат бюджета на каждого льготника, и денежную компенсацию нельзя назвать полным эквивалентом льгот. Получается, что если в бюджете был хронический дефицит средств на обеспечение льготников мерами социальной защиты, то и размер денежной компенсации должен получиться «дефицитный».

Возможно, у департамента соцзащиты есть что возразить по поводу таких выводов, но факты – вещь жесткая. Компенсация, мягко говоря, получилась маловатой. И это стало абсолютно понятно, когда выяснилось, что льготники, сделавшие выбор в пользу денег, не будут иметь права на приобретение социального проездного за 85 рублей.

Внимание: ветераны труда, труженики тыла, лица, реабилитированные и признанные пострадавшими от репрессий, сделавшие выбор в пользу денежной компенсации, должны будут полностью оплачивать свой проезд на всех видах городского пассажирского транспорта, на автомобильном транспорте общего пользования пригородных и междугородных маршрутов. Этот факт подтвердили и в ЗС, и в департаменте соцзащиты.

Александр Адонин согласился, что людям, которые активно пользуются транспортом, деньги выбирать нет смысла. Тем не менее именно вариант полной монетизации предлагала изначально власть. Так что трудно переоценить победу ветеранских организаций, которые добились права выбора: льгота или деньги. Напоминаем: чтобы воспользоваться плодами этой победы, нужно проявить бдительность. Тот, кто хочет и впредь получать льготы в натуральном выражении, должен с 1 марта по 30 апреля обратиться в органы соцзащиты по месту жительства с заявлением об отказе от денег. В департаменте соцзащиты сказали, что процедура будет несложной, бланки для заявлений будут заготовлены заранее.