История Ольги Майоровой для бурной постсоветской России является типичной. Работа в почтовой системе с мизерной зарплатой, потом и вовсе сокращение. Муж продолжал работать в автотранспортном предприятии, однако его зарплаты на троих, вместе с десятилетней дочкой, на жизнь не хватало. Был 1995 год, когда решились продать «шестерку», чтобы переквалифицироваться в челноков. Муж Андрей уволился с работы, и, назанимав еще денег, они отправились в Москву. Вернулись с огромными баулами, набитыми коробками с зимней турецкой обувью. Отправились на Засвияжский вещевой рынок в поисках места. Руководство «барахолки» дало понять, что мест нет, однако намекнуло, что за отдельную плату… Деньги нашли, и через неделю им выделили место у туалета. В качестве прилавка была приспособлена раскладушка. Несмотря на трудности, первая реализованная партия позволила расплатиться со всеми долгами. Через год подыскали место получше, а через два у Андрея и Ольги было уже три точки. Купили «четверку» и уже на ней два раза в месяц отправлялись в столицу за товаром…
Социальный слой или класс
Не ошибались в свое время те, кто называл челноков отдельным социальным слоем и даже классом. Были годы, когда челночной торговлей в стране, по разным данным, было занято до 30 миллионов человек. За короткое время количество торговых работников относительно населения увеличилось в пять раз. И это при том, что в несколько раз упала покупательная способность.
Огромные тяжелые сумки, поездки в Турцию, Китай, Москву за товаром, торговля под открытым небом и в мороз, и в зной, прокуренные голоса женщин с обветренными лицами и отъевшиеся физиономии мужчин. Все это картины из прошлого, или они продолжают существовать?
Челноки есть и сегодня, однако их стало гораздо меньше. В основном остались те, кто пришел в этот бизнес недавно, либо те, кто получает хороший стабильный доход. Реже встречаешь настоящего челнока, то есть того, кто стоит в палатке с собственным товаром. Чаще всего это оптовик, реализующий привезенный из Москвы товар на нескольких своих точках.
До сих пор к челнокам разное отношение. Одни не считают их труд, несмотря на все издержки работы, героическим. Сотни людей, по их мнению, занимаются делом, с которым при разумной организации справились бы десятки. Они говорят о том, что труд челнока примитивен, не требует никакого образования, никакой специальной подготовки. «В экономическом смысле труд челнока крайне непроизводителен и неэффективен.
Весь челночный бизнес, по сути гигантское расточительство человеческих сил.
Полезный эффект просто несопоставим с затратами живого труда. Неудобств много, напряжение большое, риск значительный, а творчества, мастерства, квалификации не требуется(Р.Галкин. «Судьба челнока»).
Не стали иждивенцами
С этим мнением никак не согласен Алексей, владелец трех точек на Засвияжском вещевом рынке: «Да, можно наш труд назвать примитивным и неэффективным. Однако именно это занятие в свое время дало возможность выжить сокращенным работникам промышленных предприятий, бывшим бюджетникам, которые оказались ненужными. Эти люди не стали иждивенцами у государства, а работали вопреки многому и создавали новые рабочие места».
Непростые условия труда, по словам Алексея, даже не главная проблема для нынешнего челнока. «Трудно бывает от бесконечных визитов представителей разных контролирующих органов.
Запуганность, ощущение собственной бесправности и незнание законов большинством из нас и породили к нам такое отношение», говорит он.
Алексей индивидуальный предприниматель, платящий налоги и зарплату четырем своим работникам.
Январь-февраль всегда для челнока время, когда работаешь себе в убыток. Однако отдавать за аренду, платить зарплату и налоги нужно всегда жизнь с сезонностью его бухгалтерии не сверяется.
Работать будет невыгодно
«СК» уже приводил цифры статистики, согласно которым около половины трикотажных, швейных и меховых изделий в 2006 году в Ульяновске было продано на рынках. Несколько лет назад этот показатель доходил до 90 процентов. Рынки, таким образом, стремительно проигрывают крупным торговым сетям.
Окончательно похоронить открытую торговлю, говорит руководитель одного из рынков города, видимо, решили создатели Закона «О розничных рынках». Согласно ему ограничивается количество иностранных торговцев, а сами рынки по новым правилам должны быть крытыми и капитальными. Работать в новых условиях ни местным, ни иностранным рабочим становится просто невыгодно.
…Сейчас у Ольги и Андрея Майоровых свой магазин обуви. «Заниматься, говорят они, приходится тем же самым. Только теперь нас называют не челноками, а предпринимателями».