Наступление на городские парки продолжается. Теперь топор дровосека нацелился на небольшой, уютный сквер за домом Языковых.

Место это хорошо известно горожанам. Летом, когда солнце печет так, что, кажется, асфальт плавится под ногами, здесь сохранился, пожалуй, единственный оазис посреди бетонно-асфальтовой пустыни вокруг Мемориального комплекса. На небольшой территории располагаю красивые березы, голубые ели, сирень, кустарниковая изгородь. Старинные здания, камерность среды, прохлада, бюст Пушкина – все это создает особую, неповторимую атмосферу, когда из шума и суеты ХХI века можно вдруг очутиться в веке ХIХ.

Вот этот зеленый уютный уголок снова привлек внимание застройщиков. Снова, потому что в прошлом году в сквере уже собирались построить здание банка. Тогда лично глава муниципального образования «Город Ульяновск» Сергей Ермаков встал на защиту сквера, сказав, что не допустит строительства в таком замечательном месте. Защитники природы вздохнули с облегчением. Но, как видно, рано.

На проходившем недавно заседании областного градосовета руководитель проектного объединения «Гражданпроект» господин Полиевец вновь предложил для строительства территорию сквера за домом Языковых на улице Советской. На этот раз здесь собираются возвести здание госархива. Уже подготовлен эскиз генерального плана, проект границ, акт выбора участка. Чтобы разрешить проектирование, комиссия по землепользованию и застройке Ульяновска вынесла вопрос на рассмотрение областного градосовета. Обратите внимание, что вопрос о сносе деревьев решается на уровне области. Предполагается уничтожить около полутора десятков берез, клумбы, часть кустарниковой изгороди. При этом, как утверждает Полиевец, голубые ели сохранятся. На момент строительства их отгородят.

На бумаге все выглядит достаточно убедительно. Однако мы решили узнать мнение экологов.

– Выбор участка сделан неудачно, – сказал нашему корреспонденту председатель комитета по охране окружающей среды и природопользованию мэрии Ульяновска Андрей Салтыков. – Зная, как происходит строительство, можно предположить, что часть зелени будет вырублена при прокладке коммуникаций, а также под организацию строительства, ведь будет необходимо разместить технику, где-то складировать строительные материалы, оборудовать бытовки. Если учесть, что все будет происходить на очень небольшом пятачке, то, скорее всего, от зеленых насаждений там вообще мало что останется.

Архитекторы мотивируют свой выбор тем, что по старому генеральному плану на месте предполагаемого здания госархива, значится здание какого-нибудь музея. Якобы рано или поздно на этом месте что-то должно быть построено. Между тем объект зеленого фонда с ценными насаждениями трогать не стоит – хотя бы потому, что это запрещено федеральным законом об охране окружающей среды. Удивляет то, что мы имеем безальтернативное решение, словно в городе вообще нет другого места под строительство архива. Между тем даже на улице Кузнецова за зданием Управления культуры расположен жуткий деревянный «Шанхай» – скопище убогих домиков, которые то горят, то разваливаются, и в то же время со всех сторон обстраиваются современными комфортными зданиями. Огромная территория возле гостиницы «Октябрьская» занята под строительство здания налоговой инспекции.

Что касается юридической стороны, здесь тоже не так все просто. Допустим, по генплану должно быть здание. Но ведь генплан – документ рекомендательного характера, а закон об охране окружающей среды – предписывающая норма, не терпящая толкований типа «мы пересадим, посадим взамен». В законе четко сказано, что подобные действия запрещены.

Жалко, если погибнет еще один красивый зеленый уголок города. Но ведь еще не поздно! Сейчас мы находимся в том временном отрезке, когда «болезнь легче предупредить, чем вылечить». Потом, спохватившись, возможно, решение отменят, но деревья уже будут вырублены…