Эпиграф

Короткое замыкание – не предусмотренное нормальными условиями работы соединение точек электрической цепи, имеющих различные потенциалы, друг с другом или с другими цепями через пренебрежимо малое сопротивление.

Электродинамика…

Повышение тарифов на электроэнергию для юридических лиц на 2007 год в очередной раз напомнило о том, что всякие «темпы роста» и инвестиционная привлекательность региона пока не стали характерными чертами Ульяновской области. Увы, но для нас по-прежнему, привычнее всякого рода катаклизмы. Как, например, повышение тарифов на электроэнергию для юридических лиц на 2007 год…

О том, как и на сколько были повышены эти тарифы (приказом областного комитета №204), «ДЗ» сообщала 31 января. На прошедшей неделе межведомственная комиссия, созданная по решению губернатора, рекомендовала областному комитету цен снизить некоторые тарифы (тарифы различаются в зависимости от видов напряжения и мощности, потребляемой предприятием – Г. А.).

В общем, по зоне высокого напряжения независимо от объема и количества использования мощностей в год тариф будет составлять 139,5 копейки (на 13% меньше, чем было предусмотрено 204-м приказом). По среднему напряжению №1 тариф – 155,2 копейки (на 26% меньше). По среднему напряжению №2 – 168,1 копейки (на 30% меньше). По низкому напряжению – 198 копеек, (на 28% меньше).

Странно, как же считали (практически в течение полугода, с августа по декабрь – Г. А.) если теперь снижают, да еще – на столько?..

Двоечники

Чей вклад в повышение тарифов оказался больше? Чиновников ульяновского происхождения или менеджеров – выходцев СОКа и СМУЭКа? Впрочем, и первые, и вторые работают в одном и том же «белом доме» и формально подчиняются одному и тому же человеку…

За «операцию» по повышению тарифов и тем и другим можно поставить твердый «неуд»: повышение произведено настолько неграмотно и бездарно, что не требуется придумывать никакого теста. Но не только размеры тарифов, мягко говоря, возмутили предпринимателей. Напомним, что приказ ФСТ и постановления правительства, на основании которых производилось повышение тарифов, вышли в августе 2006 года. Приказы облкомитета с новыми тарифами были опубликованы в конце ноября и в декабре.

Понять причину двукратного повышения тарифов ульяновские предприниматели не могут. Пониманию мешает и то, что в некоторых соседних регионах повышенные на 2007 год тарифы оказались ниже ульяновских тарифов 2006 года. Разъяснений от комитета ждать не приходится. А на встречах, если удается задать вопрос заместителю председателя комитета Людмиле Храмовой, ее ответы трактуются предпринимателями единодушно: чиновники комитета «работают на энергетиков»…

Партнёры

Население не может жить без электричества, тепла и горячей воды. Энергетики не могут работать баз оплаты населением и предприятиями энергоресурсов. Власть не может работать в условиях непонимания ее действий населением.

Но процесс повышение тарифов и то, как он был организован, накалил не только отношения предпринимателей и энергетиков, но стал детонатором во взрыве отношений между ОАО «Ульяновскэнерго» и МУП «УльГЭС». И, как бы ни стремились два этих предприятия выяснить отношения с помощью СМИ, все печатные и телевизионные «наезды» – лишь следствия непрофессионализма действий чиновников облкомитета и министерства ТЭК (министр Сергей Никитин).

Действия работающих в цейтноте предприятий и энергетиков (а вся нервозность пришлась на декабрь прошлого года и половину января – Г. А.) обязательно будут либо ошибочны, либо иметь просчеты. Вот тут-то и необходима координирующая деятельность власти. И областной, и городской.

Областная власть создала межведомственную комиссию, которая якобы и пришла к необходимости некоторого понижения тарифов по некоторым мощностям и напряжениям. Однако, напряжения это решение не сняло. Городская власть (гордума) на прошлой неделе на своем заседании рассмотрела вопрос тарифов 2007 года.

Посмотреть в глаза Королёву…

Заседание гордумы 14 февраля началось с выступления министра ТЭК Сергея Никитина. Из личных наблюдений: если бы в областной администрации проводился тест по устной речи, по-моему, Сергей Никитин стал бы претендентом «номер один» на вылет из «белого дома». Как понимал своего бывшего коллегу Владимир Аветисян, для меня остается загадкой. Несмотря на то, что во время выступления министр водил ручкой по тексту и колонкам цифр, изложить его выступление на бумаге мне не удастся. Это нужно только слушать. Понять же можно было только одно: министр «смело» заявил, что в 1996 году в области «мы имели» самый низкий тариф на электроэнергию в европейской части России. И что комиссия приняла решение о снижении некоторых тарифов.

Присутствовавший на заседании депутат ЗСО Вячеслав Алексейчик, обращаясь к министру, напомнил и «прозрачности». Мол, при повышении тарифов говорили о заложенных сотнях миллионах рублей на восстановление энергохозяйства, однако, до сих пор неизвестно – какие сети будут восстанавливаться и какие конкретно суммы будут на это потрачены. Опять же, сказал Алексейчик, принятые тарифы не расщеплены, и потому в новом приказе необходимо указать составляющие тарифа: сколько из конечной суммы пойдет на генерацию, сбыт и транспортировку электроэнергии.

От первого заместителя председателя гордумы Александр Данилов прозвучало два вопроса – утверждения. Первое: в предпринимательской среде царит хаос. Потребители не знают – по какой цене платить, цифры расплывчатые, договоры не заключаются. Несмотря на обещание снизить тарифы, повышение на «популярные» виды напряжения остается высоким. Так, если до решения межведомственной комиссии по низкому напряжению и потребляемой мощности до 2000 часов повышение было на 91%, то после решения комиссии – на 38%. Второе: процесс повышения тарифов был организован таким образом, что, в МУП «Ульяновскводоканал» расходы увеличились более чем на 80 млн. руб.

По каким расценкам платить, и как компенсировать неожиданно возникшие расходы муниципального предприятия, – спросил Данилов. Как платить, Сергей Никитин так и не ответил. А по поводу «Водоканала» сказал, что нужно вносить изменения в городской бюджет. Однако, где взять дополнительные 80 миллионов, министр не уточнил…

Депутат Геннадий Соловьев очень хотел «посмотреть в глаза» председателю областного комитета цен и тарифов Королеву. Почему председатель комитета давал прогноз роста тарифов на электроэнергию – не выше 14% (именно по этим «прогнозам» и рассчитывались показатели предприятий на 2007 год, до верстки городского бюджета – Г. А.), а подписал приказ о повышении на 54%? Ведь такой рост не учтен в смете предприятий, что может привести к их банкротству…

Валерий Стародубцев поддержал своего коллегу: «Практически «летят» чуть ли не все городские программы. Или мы все муниципальные предприятия будем добивать, и делать их банкротами?»

Хамза Ямбаев, председатель совета Ульяновского объединения предпринимателей, как мне показалось, подытожил все выступления: «В результате реформирования энергетики энергосистема оказалась бесконтрольной. На ее действия не могут повлиять ни потребители, ни, как выяснилось, власть. Сегодняшнее решение о снижение тарифов предприятия не устраивает».

Тормоз – главный двигатель реформы?

Итогом слушания о повышении тарифов стало решение: вернуться к теме через неделю. После ее обсуждения депутатами на «часе мэра» и встречи с губернатором… Однако, в официальных сообщениях о последних двух мероприятиях слово «тариф» не упомянуто ни разу. В общем, комментарий к тарифной теме был отдан на откуп немногочисленным присутствующим на заседании журналистам…

На прошлой же неделе стало известно о решении Сергея Морозова передать вопросы жилищно-коммунального комплекса министру топливно-энергетического комплекса Никитину. Министерство ТЭК переименуют в министерство топливно-энергетического и жилищно-коммунального комплексов Ульяновской области. Эта реорганизация, по мнению губернатора, позволит министру строительства области Валерию Малиновскому (в ведении которого находилась да передачи Никитину коммуналка) полностью сосредоточиться на реализации национального проекта «Комфортное и доступное жилье».

Однако, на чем такая реорганизация «позволит сосредоточиться» Сергею Никитину, неизвестно. «Сосредоточение» Никитина на энергетике пока что выходит ульяновцам боком. Коммуналкой же в министерстве, скорее всего, снова займется заместитель Никитина – Андрей Пашенцев. Но организация и проведение коммунальной реформы, начатая Пашенцевым в 2005 году в Ульяновске, до сих пор нам икается…

Похоже, что Ульяновску еще долго предстоит жить по законам электродинамики: при пренебрежимо малом сопротивлении и разных потенциалах нужно просто забыть о нормальных условиях…

На фото:

Министр ТЭК Сергей Никитин: «Мы имели самый низкий тариф на электроэнергию, я могу сказать смело, в европейской части России».

Депутат ЗСО Вячеслав Алексейчик: «И покажите: сколько – на генерацию, транспорт и сбыт».