В изнурительную, долгую засуху вам обязательно будет сниться сон про дождь. Ожидание дождя превратится в наваждение, отчаянную надежду, исступленное желание. И когда пойдет дождь, вы превратитесь в самого счастливого человека на земле…

Собственно, об этом – новый спектакль Ульяновского театра драмы «Продавец дождя», премьера которого состоялась в феврале. Одноименной пьесе Ричарда Нэша уже более полувека – впервые ее поставили в 1954 году в Нью-Йорке. Однако по мнению режиссера спектакля Дмитрия Васильева, эта пьеса из тех, что «попадает» во все времена. Потому что согревает души. Потому что говорит о самых главных вещах в жизни человека – любви, надежде, вере и чуде.

Засуха и ожидание дождя – главная метафора всего действа, происходящего на сцене. Безысходность, непереносимое одиночество, тоска – симптомы той же засухи – только в человеческой душе. «В мире очень много одиноких людей, и я не знаю ни одного из них, который был бы счастлив», – говорит один из героев спектакля. При том неважно, что это «американская история», как написано на афишах. Одиночество не знает границ и национальностей, оно просто разъедает душу.

Жизнь фермера Карри (Алексей Дуров) рассыпается на кусочки. Старший сын Ной (Денис Верягин) замучил всех собственным благоразумием и нотациями. Младший Джим (Денис Ярыгин) не на шутку увлекся девицей легкого поведения. Но главная боль отца – дочь Лиззи (Оксана Романова), безнадежно влюбленная в местного помощника шерифа Файла (Ярослав Андронов). Она очень хочет замуж и при этом вдолбила себе в голову, что в нее нельзя влюбиться. Жалкие попытки отца как-то склеить рассыпающуся жизнь («Ты красавица! Будь неблагоразумной!») разбиваются о горькие рыдания дочери и откровенное хамство циника Ноя («Ты некрасивая! Тебя никто не возьмет замуж!»).

Вероятнее всего, в жизни эта история имела бы грустный конец. Ведь в реальности не существует продавец дождя… Странный человек, который придумал себе имя Старбак, звучащее как раскаты грома. Он внезапно и нежданно врывается в чужую жизнь и и за символические деньги обещает, что через день обязательно пойдет дождь. Мы так до конца и не поймем, кто он – то ли мошенник, то ли волшебник, то ли сумасшедший. Но он скажет: «Раз в жизни вы должны поставить на сумасшедшего». И Лиззи очень захочет поверить ему. Потому что Старбак (Борис Александров) поможет ей понять: мир прекрасен, надо только увидеть его. Потому что нестерпима жажда любви и жажда жизни. Потому что окружающие считали, что она глупа, а случайный незнакомец увидел и почувствовал, как истекает кровью ее сердце.

Самая эмоциональная по накалу сцена – та, где Старбак заставил поверить Лизи в то, что она самая красивая женщина на земле. Трудно не поверить, когда тебя об этом говорит Борис Александров, актер, способный в любой роли убедить зрителя в чем угодно! И серенькая мышка Лиззи преображается на глазах, кричит с упоением: «Красота моя хлещет дождем!»…

Перед премьерой режиссер Дмитрий Васильев очень лестно отозвался о нашей труппе, заметив, что ульяновские актеры – «хорошие, настоящие, качественные. Они выполнили все задачи, которые я перед ними ставил. Если что-то не получилось – виноват я». Наверное, ему есть чем сравнивать – Васильев поставил 28 спектаклей в Москве, Нижнем Новгороде, Пскове, Орле, Ставрополе. И наши актеры действительно вытягивают спектакль там, где явно чего-то не дотягивает режиссер.

Душа спектакля – отец семейства Карри в исполнении Алексея Дурова. Его герой – заезженный жизнью, в которой было много работы и много семейных проблем, но при этом не растерявший способности к вечному сочувствию, вечной боли за своих детей. Жалкий и мудрый в попытках наладить неудавшуюся жизнь. И наперекор обстоятельствам, сложным отношениям в семье, душевной усталости – не растерявший ни доброты, ни веры. После каждого скандала, он, кажется, теряет последние силы, потухшим взглядом смотрит на осколки разбитой жизни. Но опять разгорается лучик надежды, и он все прощает, и готов за руку тащить дочь к счастью.

Хороша Оксана Романова, сумевшая сыграть внутреннее преображение Лиззи – от отчаянной тоски до отчаянного счастья. Достаточно сочно обрисован персонаж Дениса Верягина – актер с упоением играет разрушающий цинизм Ноя. Забавным мог бы получиться и герой Ярослава Андронова, но кажется актер не совсем решился – сыграть его в комедийном или романтическом ключе. Впрочем, и режиссер, похоже, не определился до конца с жанром спектакля – просто американская история. А в «простую историю» как-то не вписывается персонаж по имени Старбак. И вообще-то достаточно банальный сюжет пьесы требует стильной, фантазийной окантовки. Иначе все скатывается до бытовухи. И засуха вместе с ожиданием дождя становится лишь природным катаклизмом. И кому тогда нужен продавец дождя?

…А дождь в финале спектакля, конечно, хлынул. Шумный, проливной. И очищающий, как слезы счастья.

Татьяна Альфонская

Фото Елены огневой