Странные дела творятся в нашем городе. Был целый город – памятник социализму: красивый, ухоженный, всему миру известный. А теперь – город памятников, выйдешь в центр – словно на кладбище попал. Зелени все меньше – вырубают, зато все больше памятников. Да все каких-то новых, непонятных…

«Памятник» -от слова «память»

Раньше, если ставили памятник, значит – для кого-то память. Кто-то с цветами придет, слезу уронит. И малыш, проходя мимо, мамку дернет за юбку: «Мам, а это что за дядя?». И мамка вспоминала, рассказывала. А теперь мы помним какие-то.., блины. За что их помнить-то? Говорят, в Сенгилее с полмиллиона на памятник блину потрачено. Я вот думаю: чай немало народу на эти деньги можно было блинами накормить!

А безымянный памятник шоферам зачем? Пусть на знаки лучше смотрят – вот о чем им помнить нужно. И не подумайте, что я шоферов не люблю, они люди хорошие, я и сам водитель. Но чем они лучше санитарок в больнице, или, к примеру, уборщиц, или электриков? Недавно решили памятник учителю поставить… Вы бы слышали, что говорили, услышав это, учителя: «Лучше бы к зарплате по 500 рублей прибавили». И ведь они не против памятника! И я тоже – за. Только я за то, чтоб сначала о живых вспомнили, о тех учителях, которые еще недавно голодали, чтобы выбить с сытых чиновников зарплату, а уж потом о памятниках. И еще я за то, чтобы память оставалась памятью, а не пустой тратой денег.

Старые могилы

Раньше мы памятники ставили, – Все позабыты, позаброшены, -вздыхает директор некрополя Олег Костин. – А ведь здешние монументы до сих пор входят в список охраняемых государством исторических памятников! Только последние лет восемь никто их, кроме нас, не охраняет. А что мы можем? Нас тут два с половиной человека. Служба занятости присылает иногда ребят на подработку: снег расчистить, оградки подправить… Да еще автостоянка рядом с кладбищем деньгами помогает… Больше ниоткуда нет ни рубля! А нужно ведь немного -2-2,5 тысячи рублей на могилку. Неужто трудно такие деньги выделить?

Нищий Маркс

А теперь пойдемте в другое место – в самое сердце Ульяновска – на аллею между площадью Ленина и Ленинским Мемориалом. Туда, где стоит, как последний нищий на паперти, оплеванный, измазанный краской памятник Карлу Марксу. Памятник, между прочим, государственного значения, стоимостью не один миллионов рубликов… Стоит он в таком состоянии с начала декабря 2006 года! И что? Да ничего! За прошедшие 2,5 месяца под боком у него (в двадцати шагах) с помпой открыли целую Доску почета области, с десяток раз прошли все какие только можно городские и областные чиновники. И хоть бы кто копеечку подал на то, чтобы от краски и матерных надписей его отчистить!

Еще и еще раз убеждаюсь в мысли: плевать чиновникам на всю историческую память вместе взятую! Для них главное – показуха.

Дважды расстрелянный

А теперь поехали на волжский косогор в район поселка Поливна (коренные жители утверждают, что правильное название – именно Поливна, с «а» на конце). Стоит здесь памятник Григорию Иванову – красноармейцу, расстрелянному белоче-хами в 1919-м году. Тут Григория расстреляли, тут он и похоронен.

Памятник этот мне показал житель Поливны Николай Иванович Радушка. Ясным и морозным февральским днем через «поколенные» сугробы мы еле добрели до него. Подошли ближе – и правда, солдат. Только лица нет у солдата, и рук нет…

– Расстреляли Гришу… – говорит Николай Иванович, – второй раз расстреляли…

– В 93-м году, когда я приехал в Ульяновск, – вспоминает мой провожатый, – туг по праздникам цветочки лежали. Всегда было чисто, прибрано. Люди приезжали отдохнуть – на шашлыки, Грише рюмочку наливали и оставляли у ног. Солдатики, суворовцы, что лагерем тут стояли, Гришу ремонтировали, ограду ему подправляли… А года четыре назад местная военная часть стала контрактной. Набрали этих контрабасов – контрактников, я их так называю – они в Гришу взрывпакеты бросали, в самое лицо. И из автоматов расстреливали…

Вот так… Смотрю я на дважды расстрелянного Гришу Иванова и думаю о том, что у нашего города нет будущего. Нет будущего, потому что нет памяти о прошлом. Раз нет памяти – значит, и детей научить нечему. Вот и нет у нового поколения морали, и нет порядка…