и абсолютно непрофессиональная. Даже наоборот – мешает она жить и работать спокойно, грамотно и своевременно выполняя свои обязанности.

Последние полмесяца в ульяновских газетах не прекращается шумиха: обидели МУП «УльГЭС», лишили статуса гарантирующего поставщика электрической энергии. Ничем не руководствуясь и без каких-либо на то оснований так, по крайней мере, заявляет предприятие в газетных статьях. Постараемся для начала разобраться, что же за статус такой, так необходимый УльГЭС, и может ли это предприятие на него претендовать.

Справка 1: С 1 сентября 2006 года вступило в действие Постановление правительства РФ № 530 от 31.08.06 г. «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики». Данные правила ввели понятие «гарантирующий поставщик» энергосбытовая организация, обязанная заключить договор с любым обратившимся к ней потребителем, расположенным в границах ее зоны деятельности. Все остальные продавцы электроэнергии (не имеющие статуса гарантирующего поставщика) свободны в заключении договоров с потребителями.

Зачем нужна организация гарантирующий поставщик? Если покупателя не устраивает его продавец электроэнергии, он в любой момент может обратиться к гарантирующему поставщику. Деятельность гарантирующего поставщика (в отличие от обычной сбытовой компании) регулируется государством. Тарифы на электроэнергию для гарантирующего поставщика устанавливаются уполномоченным государственным органом. Более того, у потребителя появляется возможность сравнить стоимость электроэнергии, которую ему предлагают гарантирующий поставщик и независимая сбытовая компания. Таким образом всегда можно посмотреть, как работают гарантирующий поставщик, контролируемый государством, и независимая сбытовая компания.

Руководство МУП «УльГЭС» обвиняет Областной комитет по регулированию цен и тарифов в нарушении законодательства, считая, что процедура присвоения статуса гарантирующего поставщика прошла с нарушениями. Но почему-то обвиняет со страниц газет, поднимая вокруг в общем-то технического вопроса «бурю в стакане воды». И заметьте, не собирает документы и не идет в суд, как логично сделать в том случае, если закон действительно нарушен. «Почему?» спросит человек, не сведущий во всех хитросплетениях реформирования энергетики? Да просто потому, что руководство этого муниципального предприятия прекрасно знает, что вся процедура прошла по закону и в данный момент претендовать на статус гарантирующего поставщика МУП «УльГЭС» не может.

Справка 2: Какая организация может получить статус гарантирующего поставщика?

После начала действия новых правил гарантирующими поставщиками автоматически становятся энергосбытовые организации, созданные в результате реорганизации АО-энерго (в нашей области это ОАО «Ульяновскэнерго»), а также оптовые потребители-перепродавцы, которые снабжали электроэнергией население и финансируемых из бюджета потребителей с объемом в размере 50 млн кВт.ч в год (в Ульяновске это МУП «УльГЭС»).

Но есть два ключевых момента при присвоении статуса гарантирующего поставщика. Первый организация должна разделиться по видам своей деятельности и обязана осуществлять либо только сбытовую, либо только сетевую (транспортную) деятельность. Второй момент у претендента на статус гарантирующего поставщика должна отсутствовать неурегулированная задолженность перед поставщиками электрической энергии.

В итоге МУП «УльГЭС» автоматически получило статус гарантирующего поставщика с момента вступления в силу постановления правительства РФ. Но смогло ли предприятие сохранить этот статус? Как обстоит дело с выполнением необходимых для этого условий?

Да плохо обстоит. Во-первых, предприятие не произвело разделение по видам деятельности и, фактически нарушая законодательство, осуществляет и сбыт, и транспортировку электроэнергии. Но самый главный момент, на основании которого предприятие было лишено статуса гарантирующего поставщика, это то, что МУП «УльГЭС» имело многомиллионные долги перед своими поставщиками, что подтверждено судебными актами.

P.S. Что же касается обвинений в том, что Областной комитет не сообщил о своем решении, приводим фотокопию фрагмента уведомления о своем решении, направленном в адрес МУП «УльГЭС» 23 октября прошлого года.

Комитет по регулированию цен и тарифов Ульяновской области