С 14 по 27 февраля на португальском острове Мадейра проходил международный конгресс «Искусство и образование 21 века».

Ульяновский скрипач Фарид Ишкиняев побывал на конгрессе не зря мальчик вернулся оттуда, заняв второе место в международном конкурсе. А ведь был момент, когда педагог Фарида Татьяна Курова хотела на полпути в Португалию повернуть назад. Она боялась, что нашему скрипачу в Португалии не на чем будет играть.

Международные конгрессы музыкантов объединение «Искусство и образование 21 века» проводит ежегодно уже более десяти лет.

Проходят они каждый раз в новых странах. Неизменно на конгрессы собираются музыканты из СНГ и Европы только начинающие и уже признанные профессионалы.

В рамках конгресса молодые исполнители участвуют в конкурсах по разным номинациям: фортепиано, скрипка, виолончель, духовые инструменты, сольное пение, ансамбль. Кроме того, музыканты всех поколений общаются на мастер-классах, индивидуальных занятиях и оценивают друг друга на внеконкурсных концертах.

Такая форма конгресса не только дает возможность показать свои способности, но и научиться новому, а также познакомиться со «звездами» мирового уровня, убедилась после поездки в Португалию Татьяна Курова, педагог ульяновской Областной детской школы искусств.

Её ученик Фарид Ишкиняев, занимающийся в шестом классе школы, согласен с преподавателем – до сих пор он вспоминает не только свое выступление на конгрессе, но и тех знаменитостей, с которыми удалось пообщаться. Ну и, конечно, саму Мадейру. Она скрипачу до сих пор снится, ведь во время конгресса удалось еще побывать на экскурсиях и несколько раз искупаться в океане.

Но не все в поездке наших музыкантов было так радужно. Неприятности начались, когда они на поезде пересекали Украину. Таможенники из соседнего государства отказались пропустить скрипку Фарида. Почему – Татьяна Курова и объяснить толком не может. В Киеве сослались на то, что инструмент не был внесен в таможенную декларацию. Но если музыканты ехали через Украину транзитом, то, по закону, его и не надо было туда вносить.

Скорее всего, пограничники побоялись пропускать старинный инструмент. Дело в том, что скрипка у Фарида необычная. Это понятно с первого взгляда: на ней есть вырезанная из дерева головка. И приклеенная бирка гласит, что изготовлен инструмент был в 1829 году. Фариду он достался после того, как бывшая ученица областной школы искусств, ушедшая в монастырь, предложила его на продажу.

После покупки скрипку показывали экспертам. Те сказали, что вряд ли дата на бирке – правдивая, чересчур уж новой выглядит бумага. Но заверили хозяев, что инструмент был сделан в XIX веке в Италии или Франции.

Как бы то ни было, но в Португалию Фарид приехал без своего инструмента. Ученик и его преподаватель были в растерянности – где же взять другую скрипку. Попросить у кого? Ведь музыканты обычно крайне неохотно передают свои инструменты в чужие руки. К счастью, на Мадейре нашелся спаситель. Скрипку Фариду дал профессор Прудников, работающий в местной консерватории. Он, как оказалось, сам когда-то жил в Ульяновске и в нашем городе научился играть. Поэтому и выручил земляка. В итоге Фарид занял на конкурсе второе место, хоть и было трудно.

– Та скрипка была больше и тяжелее, – вспоминает Татьяна Курова. – Такая, что до крови раздирала.

Но все сложности уже позади. Теперь Фарида можно поздравить с выходом на международный музыкальный уровень и пожелать ему новых успехов. Он же пока ощущает себя «звездочкой» областного масштаба: в школе искусств вместо того, чтобы заниматься на своей уже привычной скрипке, дает интервью журналистам.