В начале ХХ века в Симбирске был построен дом с несколькими тайниками. Со времени строительства он поменял нескольких хозяев, среди которых был и сам симбирский полицмейстер. Но ни один из владельцев так и не смог обнаружить потайные полости в стенах здания.

Произошло это только в 50х годах. И только потому, что о тайниках рассказал человек, который ими сам пользовался один из основателей Симбирской группы РСДРП Валентин Рябиков. А вот человека, который спроектировал эти тайники в собственном доме, тогда уже не было в живых. Василий Орлов умер 28 марта 1914 года в ссылке в Енисейске, прожив всего 27 лет. Родился он 12 марта 1887 года 120 лет назад. Этот юбилей в музее «Конспиративная квартира сим бирской группы РСДРП» на прошлой неделе отметили открытием минивыставки, посвященной Орлову. Школьникам, пришедшим на открытие в музей в переулке Зеленом, 7, рассказали о жизни симбирского социалдемократа и показали те самые тайники музей расположен в доме Орлова.

Деятельность группы социалдемократов началась в Симбирске именно с Василия Ор лова и его друга Валентина Рябикова. В на чале ХХ века Вася, сын бакалейщика, учился в Казани. Валю туда не приняли посчитали опасным в религиозном отношении. Он остался в Симбирске, читал Карла Маркса и Ленина. В частности, взятая в библиотеке книга Ленина так туда и не вернулась осталась в личном собрании. За Ленина были уплачены законные 10 рублей штрафа огромные по тем временам деньги. В 1904 году Василий вернулся в Симбирск. Его выслали на родину за подозрительное поведение: Орлова виде ли державшим в руках рулон бумаги, сосуд с глицерином и сверток с желатином. Эти составляющие использовались для гектографа примитивного печатающего аппарата, на ко тором социалдемократы размножали свои прокламации. Вернувшись в родной город, Орлов и стал основателем местной группы РСДРП.

В этом же году Симбирск посетил агент партии из Самары. «Я из преисподней, обратился он к отцу Орлова. Мне нужен Василий». Пароль про преисподнюю был правильным, и агента проводили к Орлову и Рябикову. Тот, увидев симбирских активистов, ахнул: «Младенцы». Василию тогда было все го 17 лет. Кличка «Младенцы» так и закрепи лась за друзьями. Рябиков стал Младенцем старшим, Орлов младшим.

В декабре 1904 года они впервые распространили в городе прокламации. Четыре тысячи отпечатанных на гектографе антивоенных призыва были розданы солдатам, которых собирались отправлять на русскояпонскую войну. Получили они листовки уже в строю. Окруженные жандармами, призывники стояли у здания губернского присутствия, когда к нему пришли нагруженные прокламациями Орлов с Рябиковым. Листовки они отдали бегавшим рядом ребятишкам. Те с криками «Шапки зимние, покупайте шапки!» пробились через жандармов и вручили бумаги солдатам.

Правда, после революции 1905 года работать стало сложнее. В 1906 году у социал-демократов в Москве был проведен обыск.

Среди найденных бумаг оказался и симбирский адрес Орлова. В дом пришли с обыском. Там находился Рябиков, но он смог сбежать через потайной лаз в уборной и предупредить соратников. После этого Орлов уехал в Подмосковье. А в 1908 году, когда попытался вернуться на родину, чтобы похоронить отца, был арестован, как только со шел с поезда. Социалдемократа отправили на вечное поселение в ссылку, где он и умер.

В советские времена в Ульяновске бережно хранили память об Орлове. В 1963 году его именем назвали улицу. В 1968м снарядили экспедицию «орловцев» в места ссылки. «Орловцами» стали ученики 15й школы, расположенной вблизи улицы Орлова. В ней же когда-то работал посвященный ему музей. В 1974 году открыли в доме Орловых «Конспиративную квартиру». В 1987 году широко отмечалось столетие со дня рождения. Сейчас, конечно, о жизни симбирского социалдемократа вспоминают меньше только в том музейном здании, где он когда то жил.