В четверг, после выхода в «Курьере» материала «Сколько еще нужно жертв?» об очередном ДТП с участием маршрутного такси и о хаосе в деле пассажирских перевозок, в редакцию позвонила жительница Верхней Террасы и спросила: «Как мне теперь добираться до центра?Я боюсь садиться в маршрутку!».
Валентина Григорьевна работает в центре Ульяновска и, по ее словам, привыкла к ежедневной дороге с одного берега на другой даже с ее бесконечными пробками. Однако несколько лет назад на маршруте были нормальные большие автобусы. Потом их не стало. Появились многочисленные «Газели» – стали привыкать к новым ценам на проезд, тесноте салонов и лихости водителей. К пьяному водителю, по словам читательницы, уже привыкнуть нельзя.
До аварии, случившейся в понедельник, напомнила Валентина Григорьевна, произошло ДТП на самом мосту, когда у автобуса с людьми отказали тормоза, и водитель направил машину в опору. Действительно, по информации ГИБДД, 4 марта водитель автобуса «ПАЗ-3205», избегая столкновения с автомобилем, въехал в конструкцию моста. В результате четыре человека получили различные травмы. У водителя не оказалось путевого листа, соответственно он не проходил медицинского освидетельствования, технического осмотра автомобиля не проводилось. Выяснилось, что он следовал на ремонт, значит, заведомо знал о неисправности машины, тем не менее взял семь пассажиров с остановки «Улица Заречная».
Говоря о жертвах последних ДТП с участием маршрутных такси (поданным ГИБДД, количество раненых в подобных авариях с нача-
ла 2007 года к соответствующему периоду прошлого года составляет 220 процентов), читатели задают уже вопросы типа «Как определить, пьян ли водитель?» и «Какие места в «Газели» наиболее безопасны при ДТП?».
По поводу первого можно, конечно, рекомендовать пассажирам, садясь в маршрутку, требовать у водителя путевой лист с отметкой о прохождении медицинского и. технического осмотра (наподобие того, как требуют сертификат качества при покупке того или иного продукта). Однако, по словам начальника Управления государственного автодорожного надзора (УГАДН) по Ульяновской области Сергея Чухлова, у пассажира таких полномочий нет. Как нет, видимо, и гарантии того, что документ окажется подлинным. По рассказам маршрутчиков, путевые листы со всеми необходимыми отметками есть у многих. Только в них не проставлена дата, которую водитель успевает вписать тогда, когда его останавливает инспектор ГИБДД… Единственный способ проверить водителя, отметил начальник УГАДН, это спросить его фамилию, позвонить по вывешенному в салоне телефону руководителю маршрута и уточнить, выходил ли такой-то сегодня на маршрут. Но не у всех пассажиров есть сотовый телефон, не факт, что водитель назовет свою фамилию и телефон будет вывешен на всеобщее обозрение.
Вот и приходится, заходя в салон маршрутного такси, уповать в основном на везение.
Вадим ПИЛЮКОВ. _________________________фото автора.
Это полезно знать
Четыре года назад журнал «За рулем» провел так называемый краш-тест пассажирской «Газели» по стандарту для легковых автомобилей. Обычное маршрутное такси «ГАЗ-322132», двигавшееся со скоростью 56 км/час, разбили о деформируемое препятствие (имитация лобового столкновения, подобного тому, что произошло 19 марта на грузовой «восьмерке») с 40-процентным перекрытием.
В машину посадили семь манекенов (мест 13). Результат смоделированной аварии был таким. Меньше всего пострадал водитель «Газели», единственный имевший возможность пристегнуться. Хотя пассажир, сидевший спиной к водителю, сильно ударил того головой в затылок. Двое пассажиров, сидевших у правого борта, мгновенно погибли. Один сломал себе шею о переднюю панель, а другой разбился о входной поручень. Остальные пассажиры «разлетелись» по всему салону и получили серьезные увечья. Скорее всего, заключает журнал, если бы в маршрутке все места были заняты, плюс находились еще один-два человека, обычно помещающиеся в ней стоя, то результаты испытаний были бы еще печальней. Остается надеяться, что обо всем этом знают и водители. Жаль только, что при движении они частенько забываются.
По материалам журнала «За рулем».