Главы российских городов все чаще оказываются за решеткой.
На первый взгляд – по пустячному поводу.
Из наиболее известных в СИЗО на сегодня находятся: мэр Владивостока Владимир Николаев, Волгограда Евгений Ищенко, Томска – Александр Макаров. Под следствием предшественник Николаева Юрий Копылов, два уголовных дела заведены против главы Архангельска Александра Донского, объявившего месяца три назад, что будет участвовать в 2008 году в выборах президента РФ. Во время последней большой прессконференции Владимира Путина его спросили, что он по этому поводу думает. Путин сказал, что дело там (в Архангельске), скорее всего, не в желании мэра идти на выборы президента, а в «специфике взаимоотношений между главой города и губернатором».
Так ли это применительно к Донскому, сказать трудно, но в целом диагноз Владимира Путина, видимо, верен. Губернаторы и мэры, как правило, не ладят. Чаще всего из-за денег. Почти везде львиную долю доходов в бюджеты регионов дают областные центры, и почти везде губернаторы при распределении средств областные центры обделяют. Недовольство последних бросает на отношения густую тень, перерастающую сплошь и рядом в открытую вражду.
Масла в огонь подливает еще и постоянный соблазн передела собственности, которая сосредоточена опять же главным образом в областных центрах.
С целью укротить мэров главы регионов пытались продавить закон, отменяющий выборность городских руководителей и вводящий их назначение губернаторами. Однако Москва эту идею зарубила. Местное самоуправление по Конституции отделено от госвласти. Это одно. Второе: нарушение прав органов местной власти вызывает обычно крайне болезненную реакцию международных институтов, в частности, Совета Европы, членом которого уже много лет является Россия.
В общем, права рвать головы неугодным мэрам через снятие их с должностей добиться губернаторам не удалось.
Остался не очень чистоплотный, но эффективный метод воздействия через уголовные дела. Главное тут управляемость прокуроров и милиции, а найти повод – два раза плюнуть. Из перечисленных выше сидельцев только у томского мэра состав преступления выглядит страшновато – ему инкриминируют наряду с прочим взяточничество в особо крупных размерах, и даже уже нашли при обыске в его доме большие суммы денег наличными.
У остальных – набор традиционный: злоупотребление полномочиями, незаконное выделение земельных участков, увод муниципальной собственности. А владивостокского мэра взяли и вовсе за «мелочевку», обвинив его в трате бюджетных средств на собственную охрану и авиаполеты. Вояжи и путешествия крючок на чиновников, кстати, универсальный. Претензии можно предъявить в любой момент. Если слетал за счет бюджета, значит, растранжирил деньги налогоплательщиков, чем и виноват. Прокатился на «бабки» приближенного бизнеса еще хуже. Подарки подобного рода, исчисляемые порой десятками и сотнями тысяч рублей, – чистейшей воды коррупция. Хоть завтра посылай «воронок» и вези чиновника куда следует – до суда, который и решит его судьбу.
Аналитики усматривают сейчас новый аспект этой мэрской драмы.
Проявился он на выборах в Ставрополе. Мэр краевого центра Дмитрий Кузьмин, находящийся в состоянии войны с губернатором Александром Черногоровым, возглавил тамошнее отделение партии «Справедливая Россия» и схлестнулся с единороссами, первым номером в списке которых был Черногоров. По набранным голосам «Справедливая Россия» «Единую» обошла. Губернатор поплатился за провал партбилетом, а мэр оказался на коне. Если верить Черногорову, на Кузьмине негде клейма поставить и по нему давно уже плачет колония, но такого рода неприятности мэру теперь вряд ли грозят – победителей пока что не судят.
Опробованный главой Ставрополя способ укрепления обороноспособности наверняка найдет последователей среди мэров других городов. Помешать в этом может лишь Москва, запретив, например, справороссам укреплять свои ряды за счет оппозиционных губернаторам политиков. Или мягко посоветовав мэрам вступать в ту партию, в которой состоят губернаторы, как это было в октябре в Свердловской области. Многолетний оппонент Эдуарда Росселя мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий – именно по такому совету вынужден был идти с Росселем на выборах в одном, единороссовском, списке.
Или как у нас, где и глава области Сергей Морозов, и мэр Ульяновска Сергей Ермаков уже несколько лет состоят в «Единой России».
Внешне схема вроде бы работает, и конфликт между двумя уровнями власти никак не проявляется. Даже наоборот – главы области и города показательно дружны. Кто-то считает, что губернатору и мэру просто не о чем больше спорить и нечего делить, кто-то уверен, что область ждет лишь удобного момента, чтобы перейти в атаку, а пока скрупулезно конспектирует промахи мэра.
Так ли это, узнаем, наверное, скоро, уж слишком сильно наступившая в области тишина смахивает на затишье перед бурей.