В одном из недавних номеров (27 марта) мы писали, что ситуация с электроэнергией в городе, да, видимо, и в области, изменилась так, что люди не могут за свет даже заплатить. Не знают, кто теперь им ведает. «УльГЭС», в частности, из категории электроснабжающих организаций исключен. Сбыт перешел к «Ульяновскэнерго», однако заплатить ему деньги нашему автору не удалось. В кассе сообщили, что дом, в котором он живет (в новом городе), передан управляющей организации. Не поняв, какое это отношение имеет к его плате за электроэнергию, он ушел.
Но бардак в данной сфере оказался даже более масштабным, чем предполагал «СК». Один из специалистов, осведомленных в этой теме, вкратце пояснил редакции, что происходит. Недавно созданная близкими к облруководству лицами «Ульяновская сетевая компания» (УСК) пытается, по его словам, склонить ТСЖ, жилищные кооперативы и управляющие компании к заключению договоров, по которым плата за электричество взималась бы с дома целиком, а не с каждого квартиросъемщика по отдельности, как было до сих пор. Часть домоуправлений от этого отбивается, а часть согласилась. Именно с такой ситуацией и столкнулся корреспондент «Курьера»: управляющая компания, которой подведомственен его дом, договор заключила.
Означает это следующее. Помимо оплаты электроэнергии в объеме показаний квартирного счетчика, с жильцов планируют брать деньги еще и за то, что накрутит так называемый общедомовой счетчик. Имеются в виду места общего пользования, электроэнергия, потребленная, но не оплаченная кем-то из жильцов дома, и так далее.
Поэтому и кавардак, люди просто ничего не понимают.
В итоге они не платят за свет вообще.
Город, похоже, столкнулся еще с одной стороной правового беспредела. Управляющие компании, согласившиеся на подобную схему, мягко говоря, превысили полномочия, а выражаясь грубо – полезли не в свое дело. Даже по отношению к ТСЖ и ЖСК крепостнический режим, когда плату берут со всех скопом, незаконен. Многоквартирные же дома, не являющиеся ТСЖ и ЖСК, загоняться в этот режим тем более не могут. Все жильцы таких домов имели абонентские договоры с «УльГЭС», оплачивая электроэнергию по букве Гражданского кодекса – в объеме показаний квартирного электросчетчика, при его отсутствии – по-среднему.
С передачей функций от «УльГЭС» к «Ульяновскэнерго» для квартиросъемщиков ничего не изменилось – они имеют по-прежнему действующие абонентские договоры, по которым произошла замена второй стороны. Оплаты неких «левых» киловаттов требовать с них никто не вправе. Места общего пользования всегда оплачивались по статье «Содержание и ремонт». Денег по ней собирается сегодня тьма. Скажем, один подъезд девятиэтажного дома по этой строке платит в месяц до 20000 рублей. Электролампочки же, при условии, что они есть на каждом этаже и горят круглосуточно, все вместе потребляют энергии примерно на 500-600 рублей в месяц. Покрывать эти расходы квартплата позволяет с лихвой.
В редакцию приходят отклики на нашу публикацию за 27 марта. Одна из жительниц нового города сообщила, что не платит за свет уже четвертый месяц. Выяснить что-либо по своей квартире ей нигде не удается, а платить за «каких-то пропойц» в доме она не собирается.
«Ульяновскэнерго» должно иметь это в виду. Неплатежи населения при таком подходе грозят стать массовыми, если энергокомпания не решит вопрос с приемом денег от граждан напрямую. В конце концов «Ульяновскэнерго» останется без средств и вынуждено будет отключить электроснабжение.
По аналогичному поводу начинают бить в набат газовики. От собственно газоснабжения их отодвинули.
Само газоснабжение (как и электричество) назвали услугой, которую оказывают все те же управляющие компании. Но у них нет ни специалистов, ни опыта, говорят газовики, а с собранными деньгами эти компании могут просто исчезнуть.
Неизвестно, как смотрятна происходящее энергетики. Не исключено, что упомянутая выше УСК запускает свои схемы с их согласия, но плохо эти замешанные на жадности эксперименты кончатся не для УСК, вклинившейся в цепочку еще одним звеном-посредником, а для большой энергетики. Нарастающий в ней хаос отпугнет и тех инвесторов, которые в отрасль уже пришли, и тех, о которых так много мечтает и говорит Чубайс. Пока же все больше людей платить за свет перестают, хотя платить не против.