Врач Елена Нифонтовна Тулаева с первого дня войны была в составе санитарной летучки № 270, 660. Всю войну прошла по железной дороге и вернулась домой в 1946 году. В товарных вагонах (хотя в кинофильмах показывают, что железнодорожные медбригады колесили по фронтовой стране в комфортабельных пассажирских вагонах), приспособленных под операционные, в составе медбригады оказывала раненым первую медпомощь, вывозила их с передовой в тыл.

– В июне 1945 года, когда война окончилась, я встретила Рокоссовского, – вспоминает Елена Нифонтовна. – Наша летучка стояла под Вторно. Как вдруг я увидела, что подъехал Рокоссовский и, выйдя из черной легковушки, направился к своему поезду, на соседнем пути. Я – бегом за ним, перегородила Константину Константиновичу дорогу. Поздоровалась, отдав, как положено честь, а дальше произошел у нас такой диалог:

– А кто вы? Где выработаете? – спрашивает Рокоссовский

– Медицинская сестра, – отвечает Елена. – Вот наша санитарная летучка стоит рядом с вами.

– Какой у вас вопрос?

– А можно с вами говорить-то? – в это время подполковник, сопровождающий Рокоссовского, взял за руку Тулаеву и хотел отвести в сторону. Рокоссовский отстранил подполковника.

– Константин Константинович, мы всю войну работали на санитарном поезде, в товарных вагонах вывозили раненых, и ни у одной из медсестер нашей летучки ни грамма нет наград. Вы нам не поможете в этом отношении?

Рокоссовский и говорит подполковнику, дескать завтра майору прикажите, что бы летучку эту нашел, всех переписал пофамильно, и представил к наградам.

И, между прочим пришли, составили список медработников, а через неделю вызвали в Промберг – там стоял полевой эвакопункт. В нем и вручили медицинским сестрам медали: «За боевые заслуги», «За Победу над Германией».

– А впоследствии я еще получила медаль «За оборону Ленинграда», – говорит Елена Нифонтовна. – Меня эта награда искала всю войну, но нашла уже дома. А медперсонал, узнав, что это я хлопотала о наградах для них у самого Рокоссовского, долго подбрасывли меня вверх…

Алексей Храмов

На фото: Елена Нифонтовна