С тех пор, как месяц назад «Курьер» впервые опубликовал информацию о возможном приезде знаменитого маэстро и оркестра Мариинского театра в рамках VI Московского пасхального фестиваля, событие начало обрастать слухами. Говорили, что Гергиев путешествует на каком-то особенном, специально для него сделанном поезде. Что его сопровождает целая группа поклонников – богатых людей, которые могут себе позволить такую слабость. Что спит маэстро по полтора-два часа в сутки. 10 апреля Валерий Гергиев действительно приехал поездом в Ульяновск, но ничего особенного в его вагоне не было, а вместо поклонников маэстро сопровождали столичные журналисты, пишущие о фестивале, и американские, снимающие о Гергиеве фильм. Что касается сна, Валерий Абисалович признался на пресс-конференции: ему легче проспать ночь в поезде, чем подняться в пять утра, чтобы ехать в аэропорт и лететь куда-то.
На пресс-конференции Валерий Гергиев высказал свое отношение к визиту в Ульяновск, который стал возможен благодаря группе «СОК».
– Это мой второй приезд в Ульяновск. Первый был лет 25 назад. Я выступал совместно с ульяновским оркестром и играл тогда впервые в моей творческой биографии третью симфонию Прокофьева. Для меня это было большим событием. Безусловно, Прокофьев принадлежит к числу моих любимых композиторов. А свои представления о его симфониях я тогда выковывал (если можно так сказать) во время первых творческих опытов. Третья симфония для меня навсегда связана с первым опытом в Ульяновске. В рамках нашего Пасхального фестиваля мы здесь впервые с коллективом Мариинского театра. Это, конечно, волнующее событие для нас.
Мы ждем и знакомства с публикой, и знакомства с залом. Этот огромный мемориальный комплекс очень впечатляет и, как мне кажется, еще послужит и Ульяновску, и Симбирску в Ульяновске. Выступление наше в Ульяновске, так же как и выступление в Нижнем, и приезд в Самару, – это долгожданная возможность побывать в великих русских городах. Лет десять назад я уже поставил себе такую задачу, но не все получалось. Кризис в 1998 году практически лишил тогда нас такой возможности.
И сейчас мы это наконец выполняем. Ульяновск – исторический город, потому что сегодня, как и река Волга, Мариинский театр обладает такими ресурсами, что может питать не только Питер и не только Москву. Я всегда в это верил. Планомерно сокращая количество выступлений в Японии или Америке, мы также планомерно увеличиваем количество выступлений в пределах России. Мне кажется, это значительно не только для нас, это тенденция, которую мы наблюдаем за последние несколько лет преобразований в России.
И, скорее всего, она будет развиваться многими известными артистами, мастерами слова, культуры, поэзии – стремиться побывать не только в заморских краях, но и находить наиболее интересные, полезные, драгоценные часы общения в бескрайних просторах нашей родной страны.
Валерий Гергиев, который является приглашенным дирижером «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке и главным дирижером Роттердамской филармонии, с этого года стал еще и главным дирижером Лондонского симфонического оркестра, не скрывает, что его сердце всегда отдано Мариинскому театру. «Я умею концентрироваться, поэтому могу работать интенсивно. Но и в Лондоне думаю о моем театре, что туда надо позвонить, о чем-то спросить. Ни в Москве, ни в Нью-Йорке, ни в Европе нет того, ради чего бы я захотел оставить этот труд незавершенным и уйти из Мариинского театра. Я работаю в нем 30 лет.
Просто перешел через площадь от консерватории к театру и начал репетиции. Это было в конце 1977 года».
Сестра Валерия Гергиева Светлана, приезжавшая несколько лет назад в Ульяновск с музыкальным проектом, рассказывала, что в детстве Гергиев проявлял настолько яркие способности к математике, к литературе, что учителя говорили маме: «Зачем вы отвлекаете его музыкой?». Маэстро говорит: «Вот и «отвлекаюсь» до сих пор».
В Ульяновске музыканты пробыли недолго. Все обеспечение взяла на себя группа «СОК». С поезда – в гостиницу «Венец», оттуда в Мемцентр, Валерия Гергиева провели по музею, показали диораму дореволюционного Симбирска, которая произвела на него впечатление количеством церквей, бывших в городе. Слово «Симбирск» на пресс-конференции маэстро произносил чаще, чем «Ульяновск». Губернатор Сергей Морозов, больше других в Ульяновске общавшийся с маэстро, сообщил, что между ними шел разговор о неких совместных проектах в области культуры. На репетиции Валерий Гергиев оценил акустику Большого зала Мемориала и изменил программу концерта.
Прозвучали «Светлый праздник» Римского-Корсакова, музыка к балету «Игра в карты» Стравинского, «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси, во втором отделении – «Петрушка» Стравинского (вместо «Мученичество св. Себастьяна») и вторая часть «Шехерезады» Римского-Корсакова. Это был один концерт из ста, которые проходят в рамках Московского пасхального фестиваля в 22-х городах России. Но играли его, как единственный. Никакие превосходные степени не будут чрезмерными в отношении Валерия Гергиева и музыки, которую он привез. Несколько секунд тишины… Маэстро стоит лицом к оркестру со сложенными на груди руками, в своем безупречном фраке… Неуловимое движение, взмах и сквозь его пальцы течет музыка…
Может ли такое повториться? Гергиев говорит, что мечтает о поездке на теплоходе по волжским городам с концертами. До сих пор все его планы сбывались.