Именно так можно сформулировать проблему, которая связана с нормативно-бюджетным финансированием в сфере образования. Говорить о необходимости введения такой системы начали достаточно давно, но пока это отразилось только на зарплатах учителей. О том, как идет процесс перехода к новой системе сегодня, рассказывает председатель Комитета по образованию Городской Думы Ростислав ЭДВАРС.

– В рамках перехода на бюджетно-нор-мативное финансирование практически ничего не сделано – как говорится, воз и ныне там. Это отражается и на ремонте образовательных учреждений, и на работе сети подростковых клубов «Симбирцит», потому что деньги-то выделяются, но сколько их нужно выделять – никто не знает. Таких расчетов попросту нет. В результате получается, что средства на образование выделяются немалые, а качественные услуги в этой сфере не предоставляются.

Отсутствие норматива выливается в конечном итоге на финансирование сферы образования по остаточному принципу: что останется после ЖКХ, ремонта дорог и т.д. Последние изменения в бюджете -яркое тому подтверждение. Из 349 миллионов рублей 234 миллиона выделено

на ЖКХ, и только 15 миллионов рублей получат школы на капитальный ремонт.

При этом нужно отметить, что средства выделяются, но зачастую финансируются те школы, которые из-за малой наполняемости могут быть в скором времени перепрофилированы. Поэтому очень важно знать, сколько средств нужно на образование каждого ребенка в детском саду, в спортивной секции или в творческой студии.

Сейчас в школах есть элементы нормативно-бюджетного финансирования, но они касаются, к сожалению, только заработной платы учителей. Мы же настаива-

ем на том, что в норматив обязательно нужно включить и стоимость коммунальных услуг, и вывоз мусора, и многое другое. Противники этого нововведения говорят, что невозможно установить единый норматив, если все здания разные. Мы же предлагаем рассчитать его в процентном соотношении от всей сметы, то есть, кроме неких – назовем их обязательными -платежей, каждая школа должна получать средства на свое развитие в зависимости от того, сколько учеников в ней обучается. Где школьников больше – туда, соответственно, направляются и большие средства.

Что касается детских садов, то здесь тоже нет разделения. Все детсады получают одинаковое сметы, несмотря на то, что одни работают по стандартной схеме, в других есть работающие бассейны или какие-то другие дополнительные услуги.

Кроме того, когда появится просчитанный норматив, то руководители детсадов и школ смогут отстаивать свои права на получение этих средств, а при формировании бюджета города эти статьи будут финансироваться как первоочередные нужды.

На мой взгляд, нужно уходить от привычки сначала выделять деньги на протекающие крыши и на латание дорог, а уже потом – на образование, то есть, на наших детей.