Мы сталкиваемся с ними около магазинов, рынков, церквей и на людных улицах нашего города. Пожилые и молодые, дети и инвалиды, – люди с протянутой рукой. Кто-то вызывает у прохожих сочувствие и жалость, а кто-то осуждение и неприязнь. «Все зависит от человека и его потребностей», – скажите вы. Действительно, многим из просящих милостыни не на что купить буханку хлеба. Но, безусловно, есть и те, кто изо дня в день ищет средства на покупку спиртного.
Около большого супермаркета сидит бабушка с трясущимися руками и опухшим от пьянства лицом. Отнюдь не дружелюбным взглядом она провожает прохожих, которые не опустили монетку в её баночку. История этой женщины банальна, но довольно печальна. В молодые годы она имела все, о чем мечтает каждая девушка: работу, дом, любящего мужа и двоих прекрасных детей. Но после ранней смерти супруга впала в глубокую депрессию. Дети к тому времени уже «встали на ноги» и покинули родительский дом. Елена, так звали женщину, глушила боль утраты спиртным. К полноценной жизни так и не смогла вернуться.
Дети без устали умоляли мать бросить пить, пытались кодировать, заговаривать, но результатов это не приносило. Через три года сын Елены переехал жить за границу, а дочь уехала покорять столицу. У пенсионерки не осталась близких людей в родном городе и, соответственно, тех, кто помогал бы ей морально и материально. Очень скоро уютное семейное гнездышко Елены превратилось в настоящий притон. В квартире почти не осталось ценных вещей, а пенсии едва хватало для того, чтобы заплатить за жилье. Заглянув правде в глаза, женщина осознала, что ни в одной организации работы для нее не найдется. Тогда то Елена и подалась на улицу. Впервые в жизни она протягивала не руку помощи, а руку за помощью. К ее удивлению, в первый день она набрала столько денег, что наконец-то смогла купить самое дешевое постельное белье. Это событие стоило того, чтобы его отметить…
На следующий день женщина снова подалась на улицу, чтобы набрать хотя бы на «лекарство» от похмельного синдрома. Так продолжалось изо дня в день. «В самые удачные дни, – призналась Елена, «я собираю около двухсот пятидесяти рублей. Очень люблю Пасху».
– А во время религиозных праздников люди становятся более щедрыми?
– Конечно, ведь Библия велит помогать ближнему своему. А люди словно боятся отступить от этого «правила». В будние дни подают меньше, но мне хватает – на бутылку и закуску. Больше-то мне ничего и не нужно.
– Вас устраивает то, как вы живете?
– Я так привыкла. Иногда, конечно, хочется одним махом взять и завязать. Но смысла я в этом не вижу. В жизни каждого человека должно быть удовлетворение, без него просто незачем жить. А я его получаю только тогда, когда выпью. Хочу дожить свой век так, как мне нравится.
Елена утверждает, что за восемь лет такой «работы» она стала отличным психологом. Но на самом деле вся её теория сводится к тому, что «тот, кто подал – хороший, а кто не подал – ужаснейший человек и жадный эгоист». Мы можем оспорить это мнение, но не стоит осуждать её саму. Ведь она сама выбрала такой путь. А вот что толкает за заработками на улицу детей? У них же есть родители!
«Лучше бы их не было», – с горечью в голосе выдавил Влад Меньшов. Мальчику недавно исполнилось только девять, но он уже два года после школьных занятий промышляет попрошайничеством на улицах города. Папа заставляет. Отец утверждает, что мужчина, как только начал ходить, должен зарабатывать деньги. Мама Влада боится возразить мужу. «Зарабатывают они мало, и поэтому папа требует, чтобы я каждый день приносил по 50 рублей. На эти деньги они меня и кормят», – рассказывает мальчик. Он безумно рад, когда набирает больше установленной суммы – очень любит ванильное мороженное, а родители уже давно ему не покупали сладостей.
У Влада есть друзья-маленькие «попрошайки». Большинство из них вынудили податься на улицу родители-алкоголики. Многие дети голодают. А Владик мечтает закончить школу с медалью, жениться на однокласснице Кате и зарабатывать много денег, чтобы его сын не бродил по улице, а играл в футбол и ходил в кино по выходным…