Говорят, что такой многочисленной первомайской демонстрации никто не помнит с советских времен, когда это было не демонстрацией в ее сегодняшнем политическом понимании, а просто праздничным шествием.

Правда, многочисленность особая – рабочих, защищающих свои права, в колоннах что-то было маловато. Все больше чиновники, служащие государственных и муниципальных предприятий, да еще студенты-первокурсники. Под флагами «Единой России», а также ее «дочки» – «Молодой гвардии» и двоюродной «сестры» «Справедливой России». С объявленными лозунгами демонстрации это как-то не вязалось. Профсоюзы как организаторы демонстрации выступали против того, что решило и ввело парламентское большинство – «Единая Россия», многочисленные представители которой так весело и радостно – с шариками и флажками – вышагивали в колонне демонстрантов.

Но когда колонны вышли на площадь, народу резко поубавилось: добрая половина демонстрантов, отметившись, разошлась по домам. Как потом выяснилось, в ряде областных государственных учреждений (а может – и во многих) руководители своими приказами устно и даже под роспись обязывали сотрудников обязательно явиться на первомайскую демонстрацию. Это новое. Точнее, хорошо забытое старое. Некоторые, вероятно, считают, что старые вещи из бабушкиного сундука могут оказаться очень даже кстати. Был ли на то приказ сверху, не известно, но зато всем ясно другое: наши чиновники шагу не сделают без распоряжения вышестоящего начальника. Ну а если сверху намекнут, то уж постараются по максимуму – так, что даже благое пожелание перевернут до «наоборот».

Вполне возможно, что «пожелание» пошло не напрямую от областных чиновников, а от «Единой России», что, впрочем, то же самое, ибо областные чиновники у нас все сплошь единороссы, впору вводить новое слово «ЕРчин» – чиновник единоросс. ЕРчины, похоже, решили, что «есть такая партия», которая «наш рулевой». Словно снова возвращаемся в застойный социализм.

Помнится, как раз во времена застоя, когда я еще работал на Крайнем Севере, в Нарьян-Маре, руководитель нашего авиапредприятия сделал то же самое – приказом (правда, устным) обязав всех идти на первомайскую демонстрацию. И отметил руководителям подразделений: «А списки всех, кто не придет, мне на стол, пожалуйста! Мы им устроим «райскую» жизнь, чтобы в следующий раз не повадно было». Вообще-то, мы с друзьями любили ходить на демонстрации – не из политических побуждений (какая там политика, когда есть рулевой, к тому ж за политические побуждения можно было и схлопотать) – просто нам нравилось общее шествие, когда можно было встретиться со всеми друзьями. Тут и песни пели, и стаканчик наливали… Но, узнав о распоряжении и знаменательной фразе начальника, вся наша довольно большая компания друзей от похода на демонстрацию отказалась. Принципиально.

Сегодня же ЕРчины фактически помогли своим политическим противникам. Оппозиционные партии могут радоваться: чиновники и единороссы, похоже, настолько расслабились, что потеряли чувство меры, и всеми подобными действиями порождают расширение рядов не сторонников ЕдРа, а наоборот – его противников. Любое силовое навязывание будет порождать все новое неприятие, отторжение и сопротивление. Реальные наклейки «Единой России» на «Богданах-Исузу», школьных автобусах и машинах «скорой помощи», к которым она не имеет никакого отношения, все эти ее прилипания к бюджетным нацпроектам, и вообще все попытки нанести свои виртуальные наклейки медведя на любое полезное дело правительства – все это только раздражает людей. В общем, получается, что «медведи» опять оказали президенту медвежью услугу.

Наверное, многие служащие, все-таки пошли на демонстрацию, и даже прошли по улице Гончарова, держа в кармане фигуру из трех пальцев – кто ж захочет лишние неприятности на службе, особенно при нынешней безработице. Но когда они придут на избирательный участок, припомнят это унижение и сделают по-своему. И тут уж никакие приказы не помогут.