Еще четыре дня – и ульяновское небо расцветет фейерверками, а земля, как в войну – снарядами, будет усеяна пустыми банками из-под пива. С официальных трибун густо польётся площадной патриотизм, смешанный с матерщиной пьяной молодежи. И только ветераны Великой Отечественной, как всегда, в День Победы будут сиротливо сбиваться в кучки и тихо вспоминать о войне…
Всё больше на улицах аршинных плакатов. Всё чаще звучат дежурные речи о подвигах, славе и благодарности потомков. Всё ближе День Победы – по достоинству любимый, выстраданный нашим народом праздник. В том числе, и нами – ульяновцами.
Бурмистров
10 сентября прошлого года скончался участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза Иван Николаевич Бурмистров. За год до его смерти мы были у него в гостях, Уже тогда Иван Николаевич тяжело болел. Под самым сердцем у него с самой войны «сидел» осколок от немецкой мины, извлечь который врачи не решались. К слову, тот осколок весил, предположительно, 23 грамма – столько же, сколько весит Золотая Звезда Героя.
Справка «МГ». Иван Николаевич Бурмистров родился в 1920 году в селе Норовка (нынешний Цильнинский район) в семье крестьянина. В Красной Армии – с 1940 года. В 1943 году участвовал в историческом форсировании Днепра. Потом попал в немецкий лагерь для военнопленных. Затем – в сталинские лагеря. Впоследствии много лет отдал Ульяновскому автомобильному заводу.
Как только умер Иван Бурмистров, городские власти откликнулись следующими словами: «Ушёл из жизни Герой Советского Союза Иван Николаевич Бурмистров. Он был не только храбрым воином, но и прекрасным мужем, отцом, дедом и прадедом. В памяти благодарных потомков Иван Николаевич останется жизнерадостным и добрым человеком, Человеком с большой буквы».
После чего Героя и Человека с большой буквы Ивана Николаевича Бурмистрова похоронили… на задворках Ишеевского кладбища. На центральной – почетной – аллее места для него не нашлось. А знаете, почему? Да потому, что Иван Николаевич не был занесен в список «Почетные граждане Ульяновска и области». Да и за что его было туда вносить? Неужто же за то, что под ливневым огнем фашистской артиллерии он нырял в Днепр, чтобы проложить по дну этой реки.телефонный кабель? Или а то, что с пятой попытки все же организовал побег из кировоградского шталага, спасши тем самым несколько десятков заключенных? Зато в «почетной книге» есть немало «граждан», весь «почет» коих составляет комфортное протирание штанов в руководящих кабинетах. Большие люди! Хозяева жизни! Цвет региона!
Когда хоронили Ивана Бурмистрова, кто-то, прямо у могилы, тихо сказал: «Как-то был я на кладбище в Ростове. Видел могилу одного «братка». «Мерседес», в натуральную величину! Из мрамора. Высечен скрупулезно, даже «мерсовская» эмблема есть на капоте. А за рулем – покойный, прямо как живой. Вот что «бабки» делают. Да и у нас на самых видных местах, поглядите, сколько «конкретных пацанов» лежит. А Ивана-то Николаевича будто нарочно подальше от глаз людских хоронят. Эх, бл…, страна!». Материал об Иване Николаевиче Бурмистрове («Молодежная газета» №396 от 24 июня 2005 года) начинался словами: «Иван урмистров не рвался в герои, но стал им, обманув, по меньшей мере, три смерти. И остался жив. А это, согласитесь, кое-чего стоит…». А теперь посмотрите, сколько это стоит на поверку. Вернее, во что мы с вами оценили подвиг нашего геройского земляка…
Лаптев
На старом кладбище в центре Ульяновска покоится другой Герой Советского Союза, земляк Ивана Николаевича Бурмистрова (оба – из Цильнинского района) Павел Васильевич Лаптев. Всего девять лет жизни после Победы отпустила майору Лаптеву неумолимая судьба. Прошедший войну «от звонка до звонка», он скончался 3 сентября 1954 года, двух месяцев не дожив до своего 43-летия.
В селе Богдашкино в память о славном земляке-герое установлен обелиск. А вот в Ульяновске могилу Героя и найти-то трудно…
Героем Советского Союза офицер-артиллерист стал в тяжёлом, трагическом для Советского Союза 1942 году. Представление к званию подписал лично легендарный военачальник, маршал Георгий Константинович Жуков. Вот как описан подвиг Лаптева в наградной справке:
«6 ночь с 23 на 24 февраля 1942 г. при наступлении на деревню Иви-щи Смоленской области командир 2-й батареи 971-го артполка лейтенант Лаптев, выполняя приказ командования, прямой наводкой громил пулеметные гнезда и дзоты противника.
После артподготовки, не ожидая начала атаки пехоты, по своей инициативе взял из своей батареи младшего политрука Булатова, разведчиков Глушкова и Петрунина, вместе с ними подполз к пулеметному блиндажу и уничтожил его гарнизон.
Ворвался в деревню, пропустил мимо себя бегущую группу – 25 немцев, и, напав на эту группу с тыла, прикладом автомата убил трех солдат и офицера. Когда его автомат сломался, он выхватил автомат у немца и им убил еще двоих солдат. В ходе боя товарищ Лаптев взял в плен двух немецких солдат. Увлеченная беспримерным мужеством и геройством товарища Лаптева, пехота поднялась в атаку, быстро и почти без потерь овладела деревней Ивищи».
Взгляните на фотографию Лаптева. Мужественное выразительное лицо. Эффектный, по-настоящему героический подвиг. Водить бы к могиле Павла Васильевича подрастающее поколение, учить патриотизму, а заодно и отношению к памяти предков…
В декабре 1973 года могила Павла Васильевича Лаптева, Героя Советского Союза, решением Ульяновского облисполкома была поставлена на государственную охрану как памятник истории регионального значения. Благодаря энергичным действиям краеведа, секретаря Общества охраны памятников истории и культуры Александра Николаевича Блохинцева на могиле был установлен хоть и простенький, но мраморный памятник. Другой ульяновский краевед, Антон Юрьевич Шабалкин, посетил могилу Героя в октябре 2004 года и обнаружил… что окружающая памятник чугунная ограда «заботливо» демонтирована и подготовлена к выносу для сдачи в металлолом! Счастье, что есть у нас неравнодушные энтузиасты, и ограда осталась на своём законном месте. Правда, ограда эта, как две капли воды, похожа на решетки, окаймлявшие когда-то скверы на улице Гончарова. И ухаживать за могилой Героя можно, только если перелезть через ограду – калитка отсутствует. Но даже не это главное…
Федеральный Закон «О статусе Героев Советского Союза, Героев России и полных Кавалеров ордена Славы» в статье девятой (пункт второй) гласит: «Сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя или полного кавалера ордена Славы надгробия, установленного Правительством Российской Федерации образца за счет средств федерального бюджета».
Глядя на могилу Лаптева, становится очевидным тот факт, что законы наши чаще всего представляют собой бумажные отписки. Тот, кто распределяет средства из федерального бюджета в Москве, и слыхом не слыхивал о Герое Советского Союза Лаптеве. Зато о нем должны знать местные власти. Теперь время рождает новых героев, и это нормально. Это жизнь, но…
Пока «герои» криминальных драм и туго набитых кошельков превозносятся над Героями Отечества, к чему задаваться вопросом, с кого берёт пример молодёжь? Патриотизм – это дела, а не дежурные заклинания раз в году.
Сколько тех, кто проливает кровь свою не на полях славы, а в бандитских разборках, вдобавок, желая «кидать понты» и после смерти, покупая на кладбищах центральные места? А поскольку «лучших» мест на погосте немного, то они, естественно, растут в цене. И достаются тем, кто способен заплатить наличкой, а не мужеством и честью.
И еще. В Ульяновске есть средняя школа имени Никаса Сафронова, преуспевающего художника. А вот школ имени Лаптева или Бурмистрова нет и, скорее всего, никогда не будет. Потому что за свое имя они заплатили не баксами, а жизнью. К сожалению, эта «валюта» в наше время слабо котируется.
Алексей ПЕШКОВ, Ермил ЗАДОРИН