Тема транспортных проблем в нашем городе давно стала популярной у чиновников и в СМИ. Предлагается решение этих проблем — как всегда простое и, на мой взгляд, поверхностное: убрать с маршрутов «Газели» и поставить вместо них что-нибудь другое (при этом забывают, что равноценной замены «Газелям» сейчас просто нет).
А вдруг будет лучше, думают граждане. Но, как известно, «лучшее — враг хорошего», а наш чиновник, увлекшись процессом административного улучшения жизни, может очень легко и безболезненно для себя сделать гораздо хуже, чем было.
Это не заскорузлый консерватизм, а жизненное наблюдение.
Массовое вовлечение микроавтобусов «Газель» частными перевозчиками несколько лет назад предотвратило транспортный коллапс и решило проблему пассажирских перевозок. Острая конкуренция между перевозчиками не позволяет сильно увеличивать стоимость проезда и требует сокращения внутренних издержек. В условиях конкуренции большое значение стала иметь отдача на вложенные средства, потому что любая деятельность должна приносить доход.
Предприниматели уверены, что в настоящее время при существующих тарифах на проезд нет более выгодного автомобиля для маршрутных перевозок, чем «Газель». Поэтому всяческие заклинания о покупке других автобусов действуют слабо. Вот простой расчет: автомобиль «ГАЗ-322132» везет 13 пассажиров и стоит 330000 рублей. Двигатель может работать на дешевом пропане или метане, с запчастями и ремонтом проблем нет.
Другие типы автобусов проигрывают по различным показателям.
Например, автобус «БогданИсудзу» берет на борт 23 человека плюс стоячие пассажиры и стоит 1200000 рублей, топливо — дизельное. Рынок запчастей для них пока беден. Таким образом, в расчете на одного «сидячего» пассажира покупка «Газели» обходится почти в два раза дешевле. Стоячие места, конечно, очень полезны в часы пик, но если честно сопоставлять вместимость этих автобусов, то стоячие места нельзя приравнивать к нормальным креслам. Именно поэтому на покупку автобусов «Исудзу», о которых в последнее время все говорят, решилось только местное государственное транспортное предприятие, привлекшее целевое финансирование из бюджетных источников.
Вообще об этих купленных автобусах власти чрезмерно много и с помпой говорят, как об эпохальном событии, как будто средства на их покупку взяты не из наших с вами налогов.
С другой стороны, нельзя не видеть реальных проблем в секторе маршрутных перевозок, которые в большинстве своем коренятся в организации дела и требуют быстрейшего решения.
Маршрутные такси очень интенсивно эксплуатируются и работают практически «на износ». При этом важное значение приобретает осуществление регулярного квалифицированного технического обслуживания.
Однако, по информации дилеров ГАЗа, именно маршрутные такси очень редко проходят регламентные технические обслуживания (ТО), которые должны производиться регулярно на аккредитованных заводом станциях техобслуживания. Владельцы машин экономят несколько тысяч рублей на проведении ТО, но при этом рискуют автомобилем, и главное — жизнью пассажиров.
Обязательные предрейсовые осмотры технического состояния автомобиля тоже производятся нерегулярно (для галочки). Целесообразно, чтобы такие осмотры производили по договору независимые СТО с материальной ответственностью на случай поломки или происшествия из-за недосмотра.
Не осуществляются в должной мере и предрейсовые медицинские осмотры водителей. Не установлен строгий контроль за продолжительностью их рабочего дня. Очень много ДТП происходит из-за переутомления водителей.
Ущемляется безопасность движения из-за отвлечения водителей от дорожной ситуации на сопутствующие дела — пересчет платы за проезд, выдачу сдачи и т.д. Не пресекается практика разговоров водителей по мобильному телефону во время движения.
Устранение вышеназванных недостатков нуждается лишь в организационных усилиях и не требует чрезмерных затрат, но в результате резко возрастет безопасность перевозок и исчезнет почва для разговоров «об опасности» маршруток. Тем более что сама мера этой опасности по сравнению с большими автобусами эмоционально преувеличена. В случае ЧП в большом переполненном автобусе пострадавших может быть намного больше и обеспечить их безопасность будет сложнее.