В последние годы мы стали свидетелями вандализма на наших кладбищах: рушатся памятники, корежатся ограды, затаптываются цветы.
Мне в свое время доводилось бывать в странах Восточной Европы. Нас в ту пору водили как на экскурсию на отдельные кладбища. В Чехословакии некоторым кладбищам по пятьсот и более лет, там уже явно не хоронят, но однако они находятся в образцовом состоянии. Есть конкретные люди, которые ухаживают за могилами и охраняют их. Практически эти кладбища являются как бы историей страны и превратились в своего рода музей.
Зададим себе простенький вопрос, а много ли мы знаем о наших предках? В лучшем случае – историю наших бабушек и дедушек, и на их основе строим свое представление о прошлом. И сколько даже при этом историй остаются нерассказанными!
В городе Кронштадте на кладбище похоронены известные офицеры царской России, и даже адмиралы. Однако кладбище находилось в запущенном состоянии, памятники лежали на земле. А в Омске мне довелось строить общеобразовательную школу. Школу поставили на бывшем кладбище. Сколько в ней сменилось директоров! А жители этого квартала постоянно разбивали окна этой школы…
В 50-х годах во многих селах нашей области было воздвигнуто немало памятников в честь воинов. погибших в Великую Отечественную. Еще в те годы приходилось наблюдать, как зарастают тропы, ведущие к этим памятникам. А уж в наши дни многие из них требуют ремонта.
К горькому сожалению, вандализм на наших кладбищах принимает массовый характер.
Как мы остро восприняли решение эстонских властей убрать в Таллине памятник советскому солдату. И возмущались справедливо. Но надо и в своем доме навести порядок. Конечно, вопросы борьбы с вандализмом должны в первую очередь решаться органами правопорядка, местными властями, администрациями кладбищ. Они обязаны заботится о тех могилах, которые не посещаются, покосились, заросли, покрылись мхом, т.е. тех могилах, которые, говоря казенным языком, «не посещаются».
О цивилизованности любой нации можно судить по тому, как она относится к своим предкам. Каждый человек должен задуматься о своих корнях, об обязанностях перед ушедшими из этого мира.