Прошедшая на той неделе годовщина Победы считается омраченной событиями в Эстонии, связанными со сносом памятника Воинуосвободителю. У нас видят в этом покушение на святая святых – память о победе над фашизмом. Рассчитывают, наверное, и на то, что происходящее как-то сплотит российский народ, подняв историю вокруг памятника советскому солдату до некой национальной идеи.
Не захотела оставаться в стороне от этого вопроса и власть в Ульяновске. Сергей Морозов на одной из встреч с главами муниципальных образований призвал последних как-то отреагировать на происходящее в Эстонии. Организовать сбор подписей в знак протеста или бойкотировать продукцию этой страны.
«Курьер» уже писал, что конфликт этот в немалой степени, видимо, надуман и ульяновцы от этой проблемы далеки.
Своеобразным подтверждением тому оказались данные Научно-исследовательского центра «Регион», проведшего накануне праздника Победы опрос 400 ульяновцев в возрасте от 14 до 30 лет. Опрос на улице проводился с целью выяснить, какие чувства вызывает у ульяновской молодежи ситуация в Эстонии, а также узнать, какие памятники, связанные с Великой Отечественной войной, находящиеся в городе, она знает.
Выяснилось, в частности, что лишь треть опрошенных в возрасте от 14 до 17 лет слышали об эстонских событиях. Из тех, кто знает о сносе памятника, 85 процентов негативно отнеслись к этому факту, но лишь два человека сказали, что протест против действий эстонцев вызвал у них подъем патриотических чувств.
Семь процентов юношей и девушек относятся к сносу памятника Солдату-освободителю безразлично, чуть больше половины опрошенных осведомлены о молодежных акциях протеста, однако считают эти действия неспособными повлиять на позицию правительства Эстонии.
О каком памятнике в далеком Таллине может идти речь, если ульяновская молодежь не почитает и памятники, связанные с Великой Отечественной войной, в родном городе? Из 12 таких монументов известен только обелиск Славы на площади 30-летия Победы – о нем знают 84 процента опрошенных. Далее с большим отрывом следует памятник ульяновцам-танкистам у парка Победы (21 процент) и памятник 50-летия Победы (18 процентов).
Остальные памятные места, как оказалось, не играют абсолютно никакой роли в жизни горожан (обелиск Славы у молодежи ассоциируется в основном с проведением свадебной церемонии – возложением цветов).
Более того, в сознании молодежи главным символом праздника Победы являются не монументы, а традиционный вечерний фейерверк.
Получается, что власть, зовущая общество на борьбу с «внешним врагом» и стягивающая многочисленные легионы молодежи к площадям, действует вразрез с умонастроением людей. Молодежь, однако, при всей ее аполитичности и социальной пассивности, высказывает порою и впрямь разумные идеи: чем закидывать камнями эстонское посольство, не лучше ли было стереть всю фашистскую символику на заборах и домах во всех городах России.
Или привести в порядок те же памятники у себя на Родине.