Усилия властей по стабилизации численности крупного рогатого скота и существенного роста производства мяса у нас в области пока не приносят положительных результатов. Не помогла даже реализация президентского проекта «Развитие АПК».

Подсчитали – прослезились

По итогам прошлого года АПК области, вместо запланированных 10 процентов роста, еле-еле перебрался через 3 процента. А животноводческая отрасль вообще сработала с «минусом». За 1 квартал 2007г. по официальным данным поголовье коров в сельхозпредприятиях области сократилось на 385 голов. В живом весе это составило 14 324 тонны мяса. При этом 9 районов не выполнили запланированные показатели по заготовке мяса. Впрочем, есть и другие данные, которые требуют дополнительной проверки. Согласно этим данным падеж составил в области 784 головы. То есть поголовье сократилось не на 358, а на 1149 головы. Якобы, вымирают даже коровы, привезенные в этом году из Австрии. Каждая такая иностранка стоит около 2000 евро или 70 тысяч рублей…

В 1990г. в области было 701 000 голов КРС. К 1 апреля 2007г. на сельхозпредприятиях и в личных подворьях осталось 160 652 головы. А это значит, что сейчас производство мяса и молока в области стоит на грани краха. Что, впрочем, не мешает сегодня чиновникам от животноводства строить снова, как и в прошлом году, оптимистические планы увеличения объемов производства в этом году до 11,4 процентов.

Сколько мяса нам нужно?

Несмотря на то, что разговоре о нацпроекте «Развитие АПК» начались более двух лет тому назад, у нас в области до сих пор нет системы закупки мяса у населения. Система облпотребкооперации, пережившая лихие 90-е годы, в результате «эффективного» руководства ею господином Инешиным, сейчас скорее мертва, чем жива.

Самому председателю комитета ЗСО Инешину теперь уже не до закупок мяса. Уголовное дело в отношении его, после нескольких лет следственной волокиты, наконец-то передано в суд. А тем временем начальник областного управления животноводства Александр Малышев, спустя почти полтора года после начала реализации нацпроекта, еще только рекомендует сельхозтоваропроизводителям создавать систему заготовительных контор для приобретения у населения мяса и молока. Еще главный мясовод области планирует в этом году закупить 2 тысячи голов нетелей, 600 голов свиней и 6 тысяч голов овец. Куда будут девать это мясо, господин Малышев умалчивает.

Много сейчас идет разговоров и о строительстве «Белгородским бройлером» в Карсуне и Новой Малыкле двух птицеферм с общей проектной мощностью в 150 тыс. тонн мяса в год. Конечно, 8 млрд. вложений и 1700 рабочих мест в сельской местности это очень существенно. Однако значительная часть куриного мяса, несомненно, будет реализовываться на рынке области, что неизменно повлечет за собой спад спроса на говядину и свинину. Следующий наиболее вероятный этап – очередное снижение закупочных цен. Если не будет продумана система реализации выращенного мяса, выгодная не одним лишь переработчикам, то в ближайшие годы область, получит результаты даже хуже прошлогодних.

Что мы можем потерять?

Есть и другая, куда более глобальная причина сокращения мясного производства. Начиная реализацию нацпроекта «Развитие АПК», российские власти не удосужились позаботиться о сокращении поступления импортного мяса. Сейчас импорт дешевого мяса вдвое превышает его производство в России. Кроме того, по подсчетам специалистов, импорт еще более дешевого «серого» мяса сейчас составляет примерно 300 тыс. тонн в год. В итоге предложение сейчас многократно превышает спрос переработчиков. Поэтому они неуклонно снижают закупочные цены.

Закупают переработчики не любое мясо, а лишь тушки весом не более 90 кг. Более тяжелые туши они не покупают, поскольку на них много сала. С ним переработчики возиться не желают. К тому же закупка мяса у населения дело довольно канительное и требующее дополнительных расходов занятие. Другое дело уже прошедшее предпроизводственную подготовку дешевое импортное мясо. Цена за 1 килограмм свинины сейчас колеблется около 30 рублей. Прямые убытки производителей мяса составляют 15 рублей. Когда они в прошлом году брали кредиты, мясо было не дешевле 50 рублей. На этом строились расчеты по возврату кредитов участниками нацпроекта. Сейчас есть реальная угроза массового невозврата кредитов. Это резко снижает интерес сельского населения и сельхозпредприятий к самому проекту, что может привести в ближайшие год-два к ускорению сокращения поголовья КРС и производства в России собственного мяса.

Дальше будут задействованы схемы, уже не раз обкатывавшиеся за последние 15 лет в России. После развала животноводческой отрасли российского АПК, пока еще дешевое импортное мясо, вдруг начнет резко дорожать. Рост цены остановится лишь после того, как основная масса населения вообще перестанет его покупать. Стало быть Россия действительно потеряет свою продовольственную безопасность?