Перестанешь жалеть – огрубеет сердце и разучится любить, а это самое дорогое на свете.

Л.Н.Толстой

Надолго запомнилась мне одна совершенно случайная встреча. На трамвайной остановке на лавочку рядом со мной присел усталый пожилой мужчина. У его ног клубочком свернулась небольшая рыжая лохматая собачонка. При первом же взгляде на ее хозяина замечалось явное несоответствие между его явно интеллигентным лицом и более чем скромной одеждой. И тут, как бы отвечая на мой мысленный вопрос, старик тихо и устало сказал:

– Вот, бомжуем с Рыжиком. А знаете, ведь я его от верной гибели спас. За что беднягу колошматили двое подростков, ума не приложу. И делали они это весело, с настроением. Может, и мне пришлось бы от них тумаков попробовать, если бы не вмешался бы еще один человек, здоровый, сильный мужчина. Когда я подошел к песику, уж очень он плох был. Но ничего, выкарабкался, главное, жив остался. А вот приятелю моему меньше повезло.

Чувствуя, что старому человеку просто необходимо выговориться, я решила выслушать его.

– Знаете, – слабо улыбнулся старик, – вот, говорят, что мир не без добрых людей. И это так… Вот и моему приятелю поначалу повезло. Как-то остался он на ночь в одном подъезде, устроился у лестницы. А на дворе мороз, ветер. И вдруг спускается к нему женщина с миской супа, да и говорит: «Поешьте горяченького. Все теплее будет». Оказалось, и другие люди в подъезде незлобивые. Кто из вещей ему что-то даст, кто горячим накормит, а кто на праздник и чарку поднесет. Да и приятель мой на добро добром отвечал. Бывало около подъезда это весь мусор до последней соринки убирал, за цветами ухаживал, лестницу, под которой обитал, в чистоте т порядке содержал. Все бы ничего… Да вот случай какой вышел. Как-то ночью, откуда ни возьмись, налетела пьяная компания подростков. Выволокли они старика-бедолагу на улицу, да и давай тумаками угощать. А много ли ему надо, больному и старому… Вот и нет у меня нынче доброго приятеля.

Мой собеседник горестно вздохнул, немного помолчал и вдруг тихо, с улыбкой сказал:

– А вам спасибо, не прогнали, выслушали. А ведь все наши горести от того, что не слышим, не понимаем, а главное, не жалеем друг друга.

И эти его слова я еще раз вспомнила, когда слушала уже другой рассказ, своей соседки по дому Натальи Николаевны. Сама она из деревенских. Человек обстоятельный, любит во всем порядок. На все у нее есть свое собственное мнение. И как я уже не раз убеждалась – верное, справедливое. А рассказала соседка историю своей подруги детства Анны.

– Теперь ей уже за 60, как и мне, – вздыхает Наталья Николаевна. – Только вот доживает она свой век больная, никому не нужная в заброшенной всеми дальней деревне. Хотя дочь Анны живет в городе, в полном достатке – при квартире, машине, хорошем заработке. А что особенно обидно – родила ее Анна без мужа. Рано его болезнь забрала. Так вот, чтобы дочь ни в чем не нуждалась, мать работала на износ. Везде первая, лучшая – и в доярках, и в свинарках. Да еще и дополнительную работу находила, лишь бы лишнюю копейку в дом принести. Лишний раз старалась ее от работы по дому уберечь. Выучила дочь не только в школе, но и в институте. А там и свадебку сыграли. Поначалу-то молодые, пока мать в силе была, хозяйство содержала, курятиной, поросятиной, яичками потчевала, еще ее навещали. А как стала стара, немощна, так про нее и забывать начали, а потом и вовсе бросили. Чего же на бензин тратиться, тем более село-то дальнее.

Так и живет теперь Анна родными людьми забытая, брошенная. Хорошо хоть соседи как-то помогают, где сготовят, где приберутся, где в баню отведут. А у Анны на сердце боль какая! Почему так? Откуда в людях жестокость такая? Ведь я помню еще девчонкой, как сгорел у нас на краю деревни конюх, дед Матвей. Так всем миром, кто чем помогали ему отстроиться, наладить хозяйство. Вот сейчас нередко слышишь: каждый сам за себя, да только для себя. Но ведь не наше это, чужое. На Руси-матушке исстари друг за дружку держались. Род свой, родителей почитали, тем и сильны были.

Сегодня все чаще и на разных уровнях (наконец-то!) мы поднимаем разговор о семье, о необходимости помощи ей и не только материальной, но и духовной, в воспитании и образовании и детей. Поднимается вопрос о необходимости тесной связи школы с семьей. Наверное, никто не будет отрицать важности всего этого. Как и того, что любой урок у хорошего учителя из познавательного превращается еще и в урок воспитания мужества, патриотизма, любви к своей Родине, уважения к согражданам.

Вспоминаются слова Марины Цветаевой: «Человеку надоба человека в нем уважать».

А всегда ли мы учим этому наших детей? И дома, и в школе, и на улице. А еще и умеем ли мы это сами?

Вспоминается довольно типичный случай в трамвае. Я стою с тяжелыми сумками около сидящего мальчика лет десяти. Он явно не хочет уступать мне место, сосредоточенно смотрит в окно. После моего вполне вежливого предложения все-таки сделать это, мальчик нехотя встает. И вдруг сзади окрик: «Чего встал, дурак, сиди! А то так и будешь всю жизнь уступать свое место другим». Оказалось, это был отец мальчика. Я не стала объясняться с ним, поняв всю бесполезность этого. Ведь уже была налицо сформированная жизненная позиция: “Я только для себя. Никого и ничего вокруг себя не вижу, не слышу, не принимаю». Мне стало искренне жаль не только этого мальчика, но и его родителя. Потому что все его воспитание сына рано или поздно ударит бумерангом по нему самому. И сын уже не уступит ему места в этой жизни…

Мне не хотелось бы особенно углубляться в социальные, нравственные причины такого явления как жестокость, безумие, черствость, неумение сострадать чужой боли человека или животного. Но бесспорно то, что сегодня без совместных усилий семьи, школы, государства, общества всех этих хронически запущенных духовных болячек просто не вылечить. Впрочем, есть одно проверенное веками лекарство. Одна мудрая заповедь для всех и на все времена. Возлюби ближнего своего как самого себя.