Поселок Языково все больше и больше заселяет приезжий люд. Ходят слухи, что это из-за дешевизны жилья. Вроде, кто не справляется в том же Ульяновске с коммунальными платежами, вот и уезжает туда, где подешевле.

Золотых гор нет

Участковый уполномоченный милиции Александр Арзамаскин владеет несколько иной информацией.

– Часто людей обманывают недобросовестные риэлтеры, – утверждает Александр Викторович. – Обещают золотые горы, хорошее жилье в Языкове. Продают их квартиры и подсовывают рухлядь.

По словам Арзамаскина, времена, когда дома и квартиры в Языкове продавали за бросовые суммы, прошли. Цены на жилье в поселке поползли вверх. Не от того, что в Языкове что-то поменялось. Явление резкого удорожания недвижимости наблюдается во всей области. Кто-то связывает это с тем, что банки начали активно кредитовать покупку жилья. Другие робко предполагают, что много людей ездят на заработки в Москву, там обогащаются и вкладывают деньги в недвижимость. Арзамаскин по поводу этой версии улыбается:

– Сомневаюсь я. Ну, получит мужик в столице 15 тысяч за две недели. Так ведь на эти деньги и в Москве надо жить, и билет туда-обратно взять, и семью одеть-накормить. В общем, только на поддержку штанов и зарабатывают.

Две стороны медали

Некоторые поселяне считают, что рынок труда за пределами Языкова – спасение для семей. Мужики хоть что-то привозят домой. Меньше стали пить опять же.

– Палка о двух концах, – скептически замечает участковый. – Там они пьют меньше, а сюда приезжают и отрываются. Приходит время ехать на работу, а мужик из запоя выйти не может.

Есть и обратная сторона этой медали. Вынужденная безотцовщина порождает разброд и шатание в молодежной среде. Языковские учителя утверждают, что прежде не хотелось идти на уроки из-за двух-трех разгильдяев на всю школу. Сейчас таких разгильдяев по нескольку на каждый класс. А торопятся педагоги на уроки ради двух-трех учеников, которые рвутся за знаниями.

Кушать хотим!

Некоторые детки в школы не ходят вообще. Причем, с попустительства родителей. Года два назад в поселок приехала ульяновская семья. Было трое детей, родили четвертого. Папа остался в городе. Мама каждый месяц получает детские и отвозит любимому «зарплату». Дети в это время голодают. Открывают форточки и кричат на всю улицу: «У нас мамка уехала! Мы кушать хотим!».

Дети, к слову, совершенно невоспитанные. Обзывают и дразнят бабушек-дедушек. Могут запустить камнем или палкой в любого прохожего. Поэтому соседи беспокойное семейство тихо ненавидят. Но сердца их, когда дети вопят от голода, сжимаются и люди звонят – в администрацию, в милицию.

– Несколько раз уже забирали детишек в больницу, – рассказывает инспектор Языковского городского поселения Надежда Суровцева. – Они там хоть покушают, поспят спокойно.

Самый старший ребенок в этом семействе должен учиться в третьем классе. Но не ходит в школу неделями. То катается по области с мамой, то сидит взаперти…

По информации Надежды Александровны на территории поселения проживает 25 многодетных семей. Это – 100 детей. Из них 38 мальчишек и девчонок (10 семей) находятся в социально опасном положении. Работы инспектору хватает. Уговоры, увещевания и угроза остаться без детей действует далеко не на всех. Как результат, в прошлом году две семьи в поселке лишены родительских прав.

Плов на всех

У Шкаликовых – девять детей. Семь девочек и два мальчика. Старшей дочери Марии 20 лет, она живет в Ульяновске. Все остальные – в Языкове. Мама Ольга Александровна не работает. У нее и по дому забот хватает – дети, кухня, корова, птица. Папа Юрий Петрович, несмотря на дефицит рабочих мест, постоянно находит способ заработать. Возле дома – КамАЗ, трактор и еще много разной техники и металла.

Дети сами распределяют между собой обязанности по дому. Парни помогают отцу. 11-летняя Лариса и ее погодок Оксана нянчатся с младшей Ангелиной, следят за чистотой в доме. Девочки постарше умеют готовить, бегают в магазин за продуктами. Любимое блюдо в семье – мамин плов. Готовят его нечасто, но много. Чтобы на всех хватило!

В этой семье любят отмечать дни рождения. Обязательно пекут огромный торт со свечами. И каждый дарит подарки. Кто-то экономит копеечку и покупает что-то в магазине. Другие делают подарки своими руками.

Сосед Шкаликовых – Александр Иванович – относится к жизни скептически.

– Мало государство заботится о таких людях, – считает он. – Такой ораве одного хлеба на день надо 4-5 буханок. А что там Юрий зарабатывает? Съездит в рейс раз в неделю. Ну, заплатят ему рублей шестьсот, это разве деньги?

Александр Арзамаскин скептицизм этот не разделяет. Считает, что семья Шкаликовых достойна уважения уже тем, что не опускает руки в этой мягко говоря сложной жизни.

– Им даже кредит дали, – говорит участковый. Но соглашается, что нормальные деньги на его участке заработать трудно…