Дележ земельных участков между соседями закончился тем, что судебные приставы спилили часть крыльца и навеса дома двух стариков.

Случилось это в Ульяновске, в переулке Амурском.

Рассказ о том, как поссорились Анатолий Иванович с Сергеем Анатольевичем, может быть полезен домовладельцам, которые собираются оформлять земельные участки под своими строениями в собственность. Еще три года назад ничто не предвещало, что добрые соседи будут общаться друг с другом только в суде. Да и то при посредничестве правозащитников.

Анатолий Иванович Гусев, человек преклонного возраста и ста рой закалки, всю жизнь считал, что любое дело можно сладить миром. Поэтому, когда молодой сосед сказал ему, что хочет возвести на границе их участков каменный забор и гараж, не возражал.

Даже подписал письменное согласие. Но едва стройка набрала обо роты, как старик понял, что на од ном отрезке границы сосед залез на его территорию, причем капитально залез. Возмутился: что же ты, дескать, Сережа… не пососедски. Вот тогда Сергей Анатольевич впервые заявил Анатолию Ивановичу, что с границей у них не все ладно, и если разобраться, то это не он, а Гусевы по всей границе на пол метра залезли на его землю.

Тут надо пояснить, что Анатолий Иванович на своей земле прожил без малого сорок лет, было у него за это время много соседей, и никто из них старых границ не оспаривал. В общем, когда стало ясно, что миром дела не решить, театр военных действий переместился в суд. Иск подал сначала Анатолий Иванович. Он просил мирового судью Железнодорожного района обязать соседа снести постройку на том отрезке, где она заходит на его участок. Тогда и сосед обратился со встречным иском: просил передвинуть границу участка на территорию стари ков Гусевых, которые якобы когдато произвели захват чужой земли.

Оба заявления рассматривались в рамках одного гражданского процесса. Суд провел экспертизу, и дело ре шилось в пользу молодых: деюре граница переехала на территорию стариков. Мириться с таким поворотом событий Гусевы не стали и обратились в муниципальное предприятие «Землецентр». Горизонтальная съемка участка, которую провели специалисты, показала, что их сосед в ходе судебного процесса отжал таки у них восемь с лишком квадратных метров земли. В связи с открывшимся (а главное подтвержденным специалистами) обстоятельством родилась апелляционная жалоба стариков в выше стоящую инстанцию. Но суд не счел нужным брать в расчет данные «Землецентра» и снова отказал Гусевым. Потом была жалоба в порядке надзора… с тем же результатом.

Пока суды шли, забор рос, гараж тоже. За три года между участками поссорившихся соседей выросла капитальная кирпичная стена, почти в три метра высотой. Стена эта, за исключением того самого отрезка, из-за которого и начался спор, прошла по старой границе. То есть получалось, что земля, которую отсудил молодой Сергей Анатольевич, так и осталась за этой самой стеной, на территории старого Анатолия Ивановича.

Надобности в ней, вероятно, Сергею Анатольевичу никакой нет. Ну, как можно использовать полоску территории в пятьдесят сантиметров шириной за эдакой-то крепостью? Разве что оборонительный ров вырыть…

Но логика логикой, а принцип принципом. Этой весной во двор к двум старикам пришли судебные приставы, чтобы привести решение суда в исполнение. На глазах у Гусевых часть крыльца их старого дома пошла под пилу. Спилили и навес над крыльцом. Половина колодца, оказавшаяся на отсуженной территории, у стари ков тоже была изъята.