Десять самых бедных регионов страны, по статистике Минрегионразвития России, живут в 12-13 раз хуже десяти самых богатых.

Данную информацию сообщил председатель ЗС Ульяновской области Борис Зотов на одной из последних своих встреч с журналистами.

Сходные, кстати, цифры представил в начале года Росстат: 10 процентов самых богатых россиян зарабатывают в 14 раз больше, чем 10 процентов самых бедных.

В группу регионов, которые по итогам 2006 года претендуют на звание доноров, входят Москва, СанктПетербург, Ямало-Ненецкий, Ненецкий и Агинский Бурятский, ХантыМансийский автономные округа, Пермский край, Коми, Тюменская, Самарская и Липецкая области. В числе отстающих – Дагестан, Ингушетия, Адыгея, Тува, Карачаево-Черкесия, Ивановская, Пензенская области (данные по Ульяновской области отсутствуют). По величине валового регионального продукта (ВР) на душу населения самый экономически развитый регион (Тюменская область) обгоняет наименее развитый (Дагестан) более чем в 40 раз. Ничего подобного нет ни в одной стране мира.

С годами, несмотря на сверхдоходы федерального бюджета от экспорта энергоносителей, количество регионов, не способных самостоятельно сводить концы с концами, не уменьшается, число регионов-доноров, напротив, становится меньше.

Практика перераспределения бюджетных средств, большая часть которых изначально поступает в столицу и лишь после этого может быть перечислена регионам на местные нужды, не удовлетворяет ни один из регионов. Как не устраивает и постоянное перекладывание центром на плечи регионов социальных обязательств, часто без финансового обеспечения.

При этом некоторые эксперты говорят о непрозрачности распределения средств из федерального центра. Москва, забирающая себе около 70 процентов всех доходов, возвращает часть из них путем целевых программ и прочих проектов. Деньги выделяются по известным только самой власти критериям. И уже не секрет, что большую финансовую помощь оказывают регионам, правильно голосующим за «Единую Россию».

Львиную долю свободных денег в стране привлекают регионы, добывающие сырье, и разрыв между ними и остальными регионами растет. По данным Минрегионразвития, более половины ВВП обеспечивают 10-12 названных выше территорий. К примеру, Москва в начале 90-х давала одну десятую ВВП страны, сейчас, как утверждают специалисты, – уже пятую часть. Поляризация эта, несмотря на все выравнивания сверху, растет, признают в ведомстве регионального развития. Кроме того, сильные регионы при такой политике теряют мотивацию к развитию. С другой стороны, о недопустимости планов Минрегионразвития поддерживать мощные регионы, а остальным давать только на социалку, в свое время говорили многие губернаторы. Самарский глава отметил: «Если государство полностью откажется от политики выравнивания, мы можем столкнуться с огромным разрывом в уровне жизни людей, а это чревато расколом России».