Гость «ДЗ» – Григорий Каленов, руководитель Ульяновской городской общественной организации Центр по защите прав потребителя. Вопросами защиты прав потребителя занимается с 1992 года. Несколько лет работал в министерстве по антимонопольной политике.
– Григорий Викторович, в недавние времена слово «потребитель» имело очень негативный смысл – чуть ли не синоним слова «паразит». Что вас побудило выбрать именно эту сферу деятельности – защиту прав потребителя?
– Потому, что это интересно. Потому что это один из путей изменения той командно-административной системы управления обществом, которая мне никогда не нравилась – прежде всего тем, что при ней неизбежна монополия на продажу товаров, на предоставление услуг, на выполнение работ. В каждой отрасли была своя монополия. Защита прав потребителя мне видится не только как походы в суд, а стремление к созданию условий, когда потребитель имеет возможность выбрать то, что ему нравится, то, что ему необходимо.
– А вам не кажется, что многие проблемы можно решить достаточно быстро и эффективно? Некачественный и просроченный товар лежит на прилавках совершенно открыто, и ничего не стоит поймать нарушителя за руку и отвести «уда следует».
– В последнее время такая позиция стала очень популярна. На самом деле, это не так – подобные проблемы решаются очень долго. То, что есть возможность быстрого решения вопроса – миф. Поймать за руку недобросовестного продавца, наказать его, создать ему жесткие условия – все это уже было. Были торговые инспекции, ловили за руку, сажали, налагали административные взыскания, но это ни к чему в итоге не привело. Это дорога в тупик. Единственный действенный путь защиты прав потребителя – создание на рынке действительно конкурентных условий: если обнаружил в одном супермаркете некачественный товар – иди в соседний, если уже купил – есть система досудебной и судебной защиты. Она работает, причем, достаточно успешно, только пока мало кто об этом знает и умеет ей пользоваться.
А вот развитие конкуренции на рынке в последнее время топчется на месте, более того – деградирует. Сейчас, наоборот, происходит централизация и монополизация многих отраслей, особенно – торговли. И супермаркеты, кстати, являются участниками этого процесса. Торговые предприятия приходят из Москвы и «расползаются» по регионам. Мировой опыт показывает, что это ничего хорошего потребителю не несет. В Англии, например, есть законодательные ограничения по работе тех же супермаркетов – в интересах малого бизнеса, чтобы создать конкуренцию, чтобы дать людям право выбора.
– Но ведь нередко предприниматели совершенно сознательно идут на подлог, продавая поддельный или заведомо некачественный товар.
– Чтобы пресечь это явление, к каждому продавцу надо будет приставить контролера – это называется «концентрационный лагерь».Удобно – но не всем! Мы никогда не исходим из того, что производитель, продавец или работник сферы услуг – злодей и преступник. Ещё Маркс писал, что капиталист, если видит возможность получить прибыль 300 процентов, готов пойти на любые преступления. Психология человека, который пытается заработать деньги – фактор объективный. Если он видит, что можно заработать много, при этом слегка преступив закон – он это сделает. И мнение, что с этим надо бороться репрессивными методами, сейчас очень популярно в обществе. Давайте наказывать! И посмотрим, что из этого получится… Ничего хорошего! Будет только хуже. Государственные органы и так их штрафуют, привлекают к административной ответственности. И все равно – никакой гарантии от покупки некачественного товара, как не было, так и нет. Я вовсе не имею в виду, что систему наказаний надо ликвидировать, но если она останется единственным рычагом воздействия – то это путь в никуда.
– Вы говорили, что проблемы правами потребителя в последнее время обостряются. Каковы конкретные симптомы этого явления?
– Мне очень нравится фраза, которую Михаил Булгаков вложил в уста профессора Преображенского: разруха в головах! Мы слишком зависим от того, что нам оказывают о телевидению, говорят по радио – об инвестициях, о глобальных проектах. Но без малого бизнеса, который давят монополисты, реальной конкуренции быть не может. Мы вообще мыслим такими категориями – как там в Мозамбике… Тяжело в Мозамбике, но у нас есть свои, местные вопросы, которые должны нас беспокоить гораздо больше. В последнее время мы вновь начали сталкиваться со случаями, когда в супермаркетах перебивают сроки годности на товарах – такого не случалось несколько лет. Одно время, вроде бы, исчезло хамство в магазинах, а теперь начали снова хамить. Долгое время не было такого, чтобы человек не мог найти в магазинах нужную ему вещь – теперь опять возникает дефицит отдельных товаров. Каких-то три-четыре года назад проблемы были иного характера, а сейчас мы вернулись к тому, с чего начинали – к концентрации рынка. И власть об этом молчит – то ли не замечет проблемы, то ли пытается что-то скрыть. То, что сейчас ввели ограничения в торговле на рынках, ведет к повышению цен в магазинах. Потребитель от этого страдает. Потребитель – единственная сторона, заинтересованная в том, чтобы была конкуренция. Государство в этом не заинтересовано. Производителям и торговым предприятиям конкуренты не нужны – им от этого плохо.
– Получается, что одним плохо оттого, что другим хорошо… Какими в представляете себе цивилизованные отношения между бизнесом и потребителем?
– Будет развиваться рынок, и начнет действовать не уголовная и административная ответственность, которая, по большому счету, не дает эффекта, а ответственность производителя перед потребителем, продавца перед покупателем. Будет развиваться гражданско-правовая ответственность, когда люди будут получать удовлетворение от того, что они получили то, что хотели: компенсацию морального вреда, а в крайнем случае – и закрытие того магазина. Но не путем административного «наезда», а решением суда по иску потребителей, которым там постоянно пытаются продать некачественный товар. Такую систему надо развивать и поддерживать.
Правами потребителей интересовался Сергей Юрьев