Легенды всегда рождаются ярко, на глазах у всего мира, а умирают подчас почти в полном забвении, вдалеке от шумного света. И если вы думаете, что так не бывает, то вам надо было прийти на похороны легенды советского телевидения Валентины Леонтьевой, состоявшиеся 22 мая в селе Новоселки Мелекесского района, чтобы убедиться в этом воочию.

Леонтьева появилась на экране в 1954 году. На передачах «В гостях у сказки», «Спокойной ночи, малыши!», «Будильник», «От всей души», «Голубой огонек», которые долгое время вела Валентина Михайловна, выросло не одно поколение зрителей. Её знали все – от воспитанников яслей до генеральных секретарей. Несколько сотен теперешних телевизионных звезд она научила профессии. И за всё это ей достались жуткая неблагодарность коллег, скитания и, наконец, неприметная могила на сельском кладбище в поволжской глубинке. А ведь когда-то все было иначе…

ЕЁ РАБОТА

Советское телевидение без Леонтьевой представить невозможно. Чего стоит одна только передача «От всей души», глядя которую, рыдала вся страна! «Честно говоря, – вспоминала годы спустя Валентина Михайловна, -героев передачи находили редактора, а я уже позже с ними знакомилась и… навсегда влюблялась. Всех героев этой передачи помню до сих пор по именам».

О творческом пути Валентины Михайловны написано много. Собственно, весь этот путь прошел у нас на глазах. Но была и другая сторона, скрытая от взоров телезрителей.

Как-то рядом с проходной в Останкино к Валентине Леонтьевой подошла плачущая… Алла Пугачева. Тогда она еще не была «Примадонной». Так вот, подошла Пугачева к Леонтьевой – и расплакалась: «Валентина Михайловна, мне нужна ваша помощь!». Оказалось, что Алла до дрожи в коленях боится телекамер. Со следующего дня начались уроки, которые в итоге принесли результат. Взгляните, как Борисовна ведет себя нынче на сцене. Теперь вы знаете, чья это заслуга.

Однажды никому еще не известный Андрей Малахов постучался в дверь тети Вали и слезно умолял научить его мастерству ведущего. «Больше всего Андрюшка стеснялся своих очков, – говорила Леонтьева впоследствии. – Я его убедила, что очки – это его плюс. Жаль, что сейчас он от них избавился». А вот и нет, тетя Валя, он вновь надел их!

А вот Валдис Пельш в свое время отыскал Валентину Михайловну на пляже в Юрмале. По воспоминаниям Леонтьевой, резвый Пельш был в то время невероятным «тормозом». В его нынешней «резвости» и ее заслуга.

В своих мемуарах Леонтьева горевала, что многие ученики ее забыли. Правда, генеральный продюсер Первого канала Костя Эрнст сдержал обещание, данное на её проводах на пенсию: пожизненно платить зарплату -14 тысяч в месяц. «Без этих денег вашей покорной слуге пришлось бы ох как нелегко», – признавалась она.

Что же до современного телевидения, то Валентина Михайловна не была от него в особом восторге. В частности, она говорила: «Телевидение сейчас уже не то, что было раньше. Тогда в людях было больше искренности, мы любили свою работу. Оттого и передачи получались такие душевные и добрые. А что сейчас? Бесконечные игры и шоу, в которых царят алчность, безнравственность и жажда наживы. А что сделали со «Спокушками» («Спокойной ночи, малыши!»)! Мне на бездарную, насквозь фальшивую красавицу Оксану Федорову смотреть противно!».

ЕЕ МУЖЧИНЫ

Валентина Михайловна всегда обожала отца, который был на 20 лет старше матери. Наверно, это была первая в ее жизни любовь, разумеется, дочерняя. В блокаду (а Леонтьева – коренная ленинградка) её отец, уже 60-летний, чтобы получить дополнительный паек, стал донором. И настолько ослаб, что умер от потери крови. «Когда он умер,я завернула тело в простыню и на санках довезла до окопа, куда сбрасывали трупы», – не сдерживая слез, вспоминала однажды Леонтьева.

Кстати, так же, в сугробе, матери Валентины Михайловны пришлось похоронить крохотного сына, умершего по дороге в эвакуацию. Валентина очень переживала и всегда жалела и любила маму. А в день присвоения Вале звания «Народной артистки СССР» ее мать умерла на руках у дочери. *** Первого мужа Валентины звали Юрий Ришар. Они познакомились после войны, а спустя три года – в 1949-м -расстались.

Второй раз Леонтьева вышла замуж за дипломата Юрия Виноградова. Вместе они прожили двадцать лет. Впрочем, «вместе» – громко сказано. Муж работал в дипломатическом корпусе, мотался по заграницам. А Валентина Михайловна оставалась в Москве – даже ненадолго не хотела оставлять любимую студию. Кстати, по неписаным правилам, все советские работники консульства могли выезжать за границу только с женами. Исключение было сделано лишь для мужа Леонтьевой, поскольку с ее ролью на телевидении считались на самом высоком уровне.

«Очень быстро наш брак стал формальностью. Наверное, Юра и подал бы на развод, да только тогда бы пришлось на карьере ставить крест. Супруг постоянно обижался на меня и говорил, что ему в жены достался телеящик», – рассказывала Валентина Михайловна.

***

Главным же мужчиной в жизни Леонтьевой был сын Дмитрий. Родила она его поздно – в 40 лет. По мере взросления сыночек неоднократно предъявлял маме претензии в недостаточном к себе внимании. Валентина Михайловна всегда сожалела, что не уделяла сыну должного внимания. Но делала для него всё, что было в ее силах. И, надо сказать, сделала немало. Дмитрий никогда ни в чем не нуждался. В материальном смысле. Дажк когда 4 года назад он, здоровенный двухметровый детина, избил мать, поломав ей ребра и нанеся сотрясение мозга, из-за чего, собственно, она и «сбежала» к сестре в Ульяновскую область – даже тогда мать не отвернулась от сына. Роскошную 4-комнатную квартиру в центре Москвы Валентина Михайловна разменяла на двух- и однокомнатную. Сыну досталась «двушка».

До последних дней своей жизни Валентина Михайловна любила сына и чувствовала – до физической боли – свою вину перед ним. До последних минут она повторяла его имя. А он на похороны матери приехать не захотел.

ЕЕ ПОХОРОНЫ

Много лет назад один московский таксист не взял с Леонтьевой деньги, сказав: «Со своих не беру». На ее похороны в минувший вторник тоже пришли «все свои». Если отбросить в сторону армию журналистов, некоторые из которых даже и к гробу-то не подходили, деловито бормоча в сотовые трубки: «Ага, на пару минут сюжетец сделаем…если заплатят, как надо», – на похоронах присутствовали лишь местные жители и чиновники.

Никого из московских телевизионных деятелей не было. Присутствовал, правда, один. Бывший «Хрюша» из «Спокойной ночи, малыши!», фамилия которого ни о чем не скажет современному зрителю. Он с сожалением обмолвился, что «Эрнст должен был бы сейчас сидеть у гроба».

Да, ни Эрнста, большого любителя «старых песен» и прочего «ретро», ни Малахова, ни Пельша, ни кого-либо другого из телезвезд в Новоселковском Доме культуры на прощании с Леонтьевой 22 мая 2007 года не было. Только какой-то нанятый массовик вещал в микрофон от имени их всех, стандартно говоря: «Валентина Леонтьева – эпоха! Её знали все».

А она тем временем лежала в гробу с повернутой вправо головой, и невозможно было отделаться от навязчивой мысли, будто Валентина Михайловна высматривает: не пришел ли кто из бывших коллег, друзей, учеников…

Нет, Валентина Михайловна, никто из них не пришел. Наверно, времени не нашли, либо денег на авиабилет не хватило. Правда, Первый канал оплатил венки, гроб и вообще все ваши похороны, Валентина Михайловна. И на том спасибо. Кто-то из присутствующих, помнится, сказал, что «не там тетя Валя померла». Вот если бы, типа, в Москве – тогда тысячи пришли бы, а так…

Да, легенды рождаются и живут ярко, на глазах у всего мира, а умирают в забвении, вдалеке от шумного света. Впрочем, проводить Валентину Михайловну Леонтьеву в последний путь пришло всё население села Новосёлки Мелекесского района. Здесь были те, кто ее знал. И не было тех, кто, похоже, знать ее теперь не хочет.

Четыре года назад офтальмолог Евгений Явкин сделал Леонтьевой операцию на левом глазу. Искусственный хрусталик полностью прижился. Но Валентина Михайловна сетовала, что видит всё в голубом цвете. Точно такого же цвета небо раскинулось над ее могилой в момент погребения. Солнце сверкало, а собравшиеся тихо приговаривали со слезами на глазах: «Покойтесь с миром, Валентина Михайловна! Прощай, тетя Валя!»…