В конце декабря 2006 году областной министр сельского хозяйства Александр Якунин стал кандидатом сельскохозяйственных наук. На радостях министр-кандидат заявил губернатору Морозову, что агропромышленный комплекс (АПК) в Ульяновской области теперь «рванет» (в хорошем смысле этого слова), а сам министр хочет учиться на доктора наук. Сельхозпроизводство действительно рвануло.
«Бомба» под урожай 2007 года была заложена еще осенью прошлого года. Тогда сев озимых зерновых культур, на который обычно отводится 5-10 рабочих дней, растянулся у нас в области на два месяца. Несмотря на то, что озимые в этом году перезимовали на редкость удачно, растянутые сроки осеннего сева практически не оставляют надежды на хороший урожай зерновых, поскольку озимые дают основную его часть. О качестве зерна, которое сеяли до самого снега, даже говорить не приходится.
Весенний сев яровых показал – в областном АПК не только не произошли реальные изменения в лучшую сторону, но ситуация еще больше ухудшилась. В конце апреля, когда началась посевная кампания яровых, в министерстве Якунина говорили о том, что ГСМ в области достаточно, и что сев ранних зерновых культур завершится до 5 мая. На деле оказалась куда как позже.
Первым в области о завершении работ отрапортовал СПК «Восток». Произошло это только 8 мая. До 10 мая, в числе отсеявшихся, было еще 8 хозяйств. Тогда чиновниками минсельхоза было признано, что посевная продлится никак не менее чем до 1 июня.
Потом количество отсеявшихся сельхозпредприятий и даже целых районов увеличивалось. Николаевский р-н завершил посевную 15 мая. В Мелекесском районе сеяли еще и 22 мая. О результатах такого неторопливого сева даже говорить не хочется. Этот провал объяснялся традиционно – ссылками на плохую погоду. Но почему-то СПК «Восток» она не помешала. Получается, что над землями этого хозяйства погода стояла специально заказанная, а над полями соседних лили дожди, сорвавшие сев? Или все-таки отсутствие необходимого количества ГСМ стало истинной причиной провала?
О серьезных проблемах финансирования предстоящих полевых работ было известно еще весной. Сельхозпредприятия тогда располагали только 53% собственных средств от суммы, необходимой для этих целей. Получить кредиты, даже под высокие банковские проценты, для подавляющего большинства сельхозпредприятий области невозможно. Разве это не результат политики, проводимой министерством сельского хозяйства в АПК области? Еще в 2005 году заявлялось о том, что правительство акцентирует поддержку из бюджета только 94 хозяйств из 395-ти, которые интенсивно развивались. Разве причины нынешнего провала не лежат в политике якунинского министерства последних трех лет, направленной на то, чтобы, под видом ухода от долгов, СПК области передавали все движимое и недвижимое имущество различным ООО?
В итоге ни к чему хорошему это не привело. Техника из этих ООО расползалась налево и направо. Но с помощью судов над жуликоватыми хозяевами этих организаций посевную не проведешь. С оставшейся в распоряжении сельхозпредприятий техникой просто невозможно в срок выполнить необходимые полевые работы. Как известно, объемы полевых работ имеют свойство нарастать подобно снежному кому. Хозяйствам, большинство из которых не имеют в достаточном количестве ни специалистов, ни ГСМ, ни техники (да и та чаще всего разваливается, не доехав до поля), из-за затягивания сроков посевной кампании, потом придется одновременно выполнять работы, которые обычно разнесены по времени. Значит, сроки их исполнения тоже будут сорваны.
В конечном итоге неизбежно будут растянуты сроки уборочной кампании 2007г. и кампании посева озимых. Все это принесет заранее известные результаты – сельхозпредприятия понесут новые убытки, их долги вырастут. Вот и получается, что АПК рвануло, да еще как!