По словам начальника городского управления образования Людмилы Соломенко, новый предмет предстоит изучать школьниками с 1 по И классы. Сдавать по нему экзамены, получать оценки. Необходимость срочного изучения школьниками ОПК Соломенко мотивирует увеличением процента детской и подростковой преступности, проявлениями жесто-
кости в семьях и общим нравственным упадком. В том, что основы православия будут обязательными и для детей, воспитывающихся в исламских семьях, чиновница ничего страшного не видит. Нам это кажется, по меньшей мере, странным.
Попробуем объяснить читателю, почему мы против введения ОПК этой осенью…
АРГУМЕНТ ПЕРВЫЙ. Та же госпожа Соломенко посетовала, что в области ощущается нехватка подготовленных преподавателей по данному предмету и необходимых учебных пособий. Да, в области уже несколько лет действуют епархиальные педагогические курсы, через которые прошли, получив свидетельства на право преподавания ОПК, около 60 педагогов. ВСЕГО 60! При потребности в несколько раз больше! А теперь представьте, что всех этих недостающих педагогов разом (летом, вместо заслуженных отпусков!) кинут на «ускоренное перепрофилирование». Как вы думаете, хорошие из них педагоги получатся? Смогут ли они разобраться в гаком тонком предмете, как рели-“ия? Смогут ли донести его до де-гей? На наш взгляд, вводить ОПК с 1 сентября этого года категорически нельзя! Мы просто не успеем подготовиться.
АРГУМЕНТ ВТОРОЙ. Изучать ЭПК планируется по учебнику «Ос-ювы православной культуры» Аллы Зородиной, рекомендованному для средних школ Координационным советом по взаимодействию Минобразования РФ и Русской Православной Церкви. Данный учебник уже приобрел статус «скандального». Против него не раз подавалось ходатайство о возбуждении уголовного дела «по факту разжигания национальной и религиозной вражды». Не какие-то экстремистские религиозные организации, а вполне демократическое Общероссийское движение «За права человека» требовало привлечь к ответственности должностных лиц Минобразования России, которые рекомендовали этот учебник для учебных заведений. «Авторы учебника способствуют росту ксенофобии и национализма в нашем обществе. Данный учебник навязывает школьникам взгляды одной из конфессий, тем самым нарушая принцип светского характера государства», – считают правозащитники. Кроме того, по мнению экспертов, учебник нарушает многие принципы православия, неправильно интерпретируя библейские тексты. Даже видный церковный деятель, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин признал, что учебник может содержать «элементы конфессиональной полемики, которые не совсем уместны в средней школе». Вы хотите, чтобы ваши дети учились по такому учебнику?..
АРГУМЕНТ ТРЕТИЙ. Вспомните, решил ли хоть один предмет, введенный в последнее время в школах, ту цель, на которую он был направлен. Может быть, предмет «Этика и психология семейной жизни» укрепил семейные отношения? А
предмет «Информатика» сделал что-то глобальное для информационного просвещения молодежи? Отнюдь… Первый лишь вызвал скандалы по поводу полового просвещения, а второй дал ребятам не больше, чем любое интернет-кафе. На наш взгляд, все разговоры чиновников о том, что «пожарное» введение курса ОПК в школах уменьшит процент детской преступности и жестокости в семьях – полная ерунда. А вся происходящая возня продиктована совсем не заботой о наших детях. Является она не более чем неуклюжей попыткой местных чиновников «прогнуться» перед вышестоящим начальством. По опыту всех предыдущих подобных «нововведений», ни к чему хорошему это привести не может. И даже наоборот -способно отвратить многих учеников от самой религии.
АРГУМЕНТ ЧЕТВЕРТЫЙ, ГЛАВНЫЙ. Аргументируя необходимость введения ОПК, руководитель ульяновских епархиальных педагогических курсов Людмила Григорьева привела статистические данные, согласно которым 80% родителей и почти 100% детей в области выступают за введение данного предмета. Интересно, где проводили опрос уважаемые «статистики»? В центре Ульяновска? А в Старую Кулатку они ездили? Или в Цильнинский район -туда, где большую часть населения составляют представители татарской национальности, исповедующие ислам? Видимо, нет. Иначе они бы знали, что во многих селах области люди даже с трудом говорят по-русски… Национальный и религиозный
аспекты мы считаем самыми главными аргументами против введения ОПК. Для многих граждан, не только принадлежащих к другим конфессиям, но и придерживающихся светских взглядов, введение обязательного изучения ОПК – это ущемление их прав и прав их детей. Введение ОПК вызовет совсем не нужное сейчас России обострение межконфессиональных и межэтнических отношений.
Глава Совета муфтиев России Ра-виль Гайнутдин уже высказался, что преподавание данного предмета нарушает Конституцию РФ. Утверждение, что каждый россиянин должен знать православную культуру и православную историю России, он назвал «навязыванием всему обществу идей превосходства одной культуры и одного народа над остальными». «Этим решением закладывается бомба на десятилетия вперед, которая неизбежно приведет к возникновению конфликтов», – сказал Гайнутдин. И это сказал человек, по своей должности обязанный быть терпимым. Думаем, что реакция других мусульман будет еще более резкой.
Что же делать? Безусловно, решать проблемы подростковой преступности и духовного возрождения общества нужно. Но не пытаясь использовать это как карту в политической борьбе. И не на скорую руку. И не из-под палки. И не ущемляя огромное число жителей России, исповедующих другие религии. Насилие и спешка в таком тонком вопросе, как религия и духовность, никогда не приводят к положительным результатам. «МГ» предлагает вынести данный вопрос на широкое публичное обсуждение.
Комментарий отца Игоря (Благочинного Барышского района)
«Весь мир вокруг современных детей – непрерывная борьба за существование, которая сбивает их с пути, уводит от Бога. Духовное образование детям необходимо, другой вопрос – какими средствами общество может это реализовать… Некоторое время назад я сам предлагал директорам школ Барышско-
го района читать у них лекции о религии. Почитал несколько раз, а потом меня приглашать перестали. Почему? Да потому, что дети за пару таких лекций становились осведомленнее своих преподавателей в вопросах обычаев и обрядов! Разве им такое могло понравиться?.. У нас же страна похожа на бо-
лото с отдельными кочками. И на каждой кочке сидит жаба и квакает вокруг: «Не пущу! Мое!».
Сейчас те же самые директора вдруг забегали, теперь им мой предмет вдруг стал сильно необходим. Почему? Да потому что им «указивку» сверху спустили! И что, вы думаете, из всего этого хо-
рошего получится? Да ничего! Потому что сами посмотрите, кто этот предмет преподавать будет – случайные, не подготовленные должным образом педагоги. Это способно вызвать у детей только отвращение к религии. Преподавать основы религии должны только искренние, чистые, верующие люди!».