Дорожают социальные проездные билеты. Льготники начинают потихоньку разбираться, кто пострадает от этого нововведения.
В июне последний раз все льготники Ульяновской области – региональные и федеральные – могли купить проездной билет на транспорт за 85 рублей. С 1 июля за него придется заплатить ровно вдвое больше – 170 рублей. Эта новость не слишком афишируется, но те, до кого она дошла, начали беспокоиться по поводу такого ретивого скачка цен. Нововведение, надо признать, действительно породило между льготниками неравенство. Региональные льготники, то есть ветераны труда, труженики тыла, лица реабилитированные и пострадавшие от репрессий, в этой ситуации не пострадают, а в некотором смысле даже выиграют (внимание: речь идет только о тех региональных льготниках, которые отказались от монетизации).
Поясним: региональные льготники ежемесячно получают выплаты из местного бюджета, которые, в частности, компенсируют им покупку проездного билета. Размер денежной компенсации всегда равен стоимости социального проездного. То есть если до 1 июля цена проездного равнялась 85 рублям, то ровно столько региональные льготники и получали деньгами, причем не важно, покупали они проездной или распоряжались компенсацией по своему усмотрению. Увеличение цены проездного с 1 июля тут же будет продублировано увеличением размера компенсации, пообещали в областном Департаменте социальной защиты населения. То есть если льготник проездного не покупает и вообще редко пользуется транспортом, то повышение цены на социальный проездной ему выгодно.
Иное дело с федеральными льготниками, которые получают ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) в качестве компенсации натуральных льгот из федерального бюджета и при этом регулярно пользуются транспортом. Скачок цены на социальный проездной вдвое они сразу ощутят. И по закону региональная власть не обязана как-то смягчать этот удар по карману.
В департаменте соцзащиты ситуацию прокомментировали так: размер ежемесячных денежных выплат федеральным льготникам государство за два с половиной года индексировало несколько раз (это происходит одновременно с индексацией базовой части пенсии и в том же размере), а стоимость социального проездного повышалась всего дважды: в 2006 году – на 10 рублей (с 75 до 85 рублей) и в 2007-м – вдвое. То есть, по расчетам отдела методологии и организаций социальных выплат департамента соцзащиты, федеральные льготники от повышения цен на социальный проездной пострадать не должны. Москва им все уже компенсировала.