Старейший оркестр России едва не развалился. Если бы не патриотизм и преданность самих оркестрантов…
В Языково, в преддверии дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, грандиозно отмечали день поэзии. Небесная канцелярия решила не портить этот праздник дождем, а легкая прохлада была только во благо истомившимся от жары людям. Их в этот день в центральном парке у пушкинской ели собралось видимо-невидимо. Даже из областного центра приехало несколько автобусов с экскурсантами.
Районная власть бросила на организацию праздника все культурные и административные силы. А самым авторитетным и почетным художественным коллективом стал духовой оркестр поселкового клуба, которому в этом году исполнилось 107 лет.
Музыканты
– В 1900 году наш коллектив образовался, – с гордостью рассказывает руководитель оркестра Валерий Маленкин, которому исполнился 61 год. – Я сам в нем больше тридцати пяти лет играю. А совсем недавно у нас было четыре года простоя – когда в музыкальной школе свой духовой образовался. Все бы ничего, но все инструменты у нас повыгребли, играть не на чем стало. Я потом не вытерпел, пошел к мужикам: «Играть хотите?». «Хотим». И мы стали паять и клепать старые инструменты.
Старейшина
Самому старшему языковскому духовику 66 лет. Анатолий Кувшинников как взял 45 лет назад в руки тубу-бас, так с ним до сих пор и не расстается.
– Ему, наверное, лет, сколько и мне, – смеется ветеран. – Новый, конечно, и блестел бы поярче, и звучал лучше, да где его взять – новый-то!
Цены
Музыканты трезво оценивают реальность – комплект инструментов по самому минимуму стоит порядка 150 тысяч. Поэтому о новых басах, альтах и проч. – и не мечтают. Последний, кто сделал для старейшего духового оркестра России подарок, – бывший губернатор области Юрий Горячев. 12 лет назад Юрий Фролович распорядился купить оркестрантам концертные костюмы. Черные пиджачки и брюки до сих пор как новенькие.
– А что им будет? – смеется Маленкин. – Висят в шкафу от концерта до концерта.
Ноты
Другой шкаф в репетиторской забит нотами. Музыканты-самоучки все произведения играют с листа, а на разучивание новых у них уходит совсем немного времени.
– В первый день все разбираем по цифрам, – рассказывает технологию руководитель. – Во второй – работаем над ошибками. На третий можем уже на сцену выходить. А ноты мне в основном сын привозит из военного училища тыла.
Династии
В тот день в языковском парке играли сразу четыре представителя семьи Маленкиных. На баритоне – сын Валерия Борисовича – Андрей. На альту – внук, одиннадцатиклассник Саша. На трубе – зять Александр Кашицын. Маленкин-старший – тенор.
– Самый настоящий квартет! – смеется Валерий Борисович. – Да тут сплошь и рядом одни династии. У нас же все музыкой пропитано!
Патриот
Каждый выходной приезжает на репетицию любимого оркестра хирург Майнской районной больницы Владимир Кондратьев.
– Я же здешний, – делится Владимир Иванович. – Сюда приезжаю – дышу! С мужиками наговорюсь, поиграю, а в понедельник с новыми силами на работу.
Солист
Николай Старостин пришел на концерт с двумя инструментами и в двух костюмах – из-под цивильного пиджака выглядывала расписная народная рубаха. За скамейкой Николай Васильевич до поры поставил баян.
– А ящичек, небось, полон стаканов, – подтрунивали мужики.
Старостин невозмутимо достал из футляра трубу и продемонстрировал ее:
– Какие стаканы?! Все бы вам зубы скалить.
Поклонники
По большому парку поплыли первые звука вальсочка из фильма «А зори здесь тихие», и народ заволновался.
– Надо пойти старичков послушать, – тушили сигареты мужики.
И женщины, отложив на потом беседы с подругами, вроде неторопливо, но целенаправленно потянулись к духовой поляне…