У директора 33й гимназии, Николая Михайловича Прокофьева (на фото), пять юбилейных дат сошлись почти в одной точке. Главный юбилей шестидесятилетие завтра. По этому поводу и интервью немного с датским (от слова «дата») уклоном, но любопытное.

Уроков не учили!

Николай Михайлович родом из Вологодской области, города Грязовца (как историк он выяснил, что окрестила его родину сама Екатерина II, когда в этих краях, по пути из Ярославля в Вологду, в грязи увязла ее карета, с досады императрица так и сказала: «Грязовцу быть!»). В 1956 году сын и мать Прокофьевы (отец Николая Михайловича еще в 1952 году скончался от фронтовых ран) переехали в Ульяновск, к родственникам. А в 1957 году произошло великое событие для семьи: маме, учительнице начальных классов, за большие заслуги в работе дали комнату 13 квадратных метров на улице Октябрьской. Так обозначился второй юбилей, выпавший на нынешний год – полвека жизни в Засвияжском районе и с тех пор, как нынешний директор ступил на порог 33-й в качестве пятиклашки.

– Николай Михайлович, Вы школу 50-х помните?

– Помню. Много занимались спортом, были активными, здоровыми и счастливыми. Со школы играю во все круглое, до сих пор люблю баскетбол, волейбол, в теннис молодежь обыгрываю. На домашнее задание времени не было, учились только на уроках, но знания получали хорошие. Еще помню, что дом всегда был продолжением школы. Там сидели мамины ученики, они шли с утра до вечера постоянным потоком. Сто рублей учительской зарплаты, и почти круглые сутки – работа. Это подвижничество учителей уходит в историю…

А жили бедно: комната у нас была почти пустая, первый настоящий костюм у меня появился только в одиннадцатом классе.

А мог стать артистом

В биографии Николая Михайловича есть уникальный факт. Став директором 33-й школы (в ту пору она еще не была гимназией), первый приказ об увольнении он издал в отношении собственной матери. Зинаиде Алексеевне в ту пору шел 72-й год, но она еще работала воспитателем группы продленного дня. Уходу на заслуженный отдых предшествовали долгие разговоры и уговоры подумать о здоровье, пощадить себя. Наконец, директору удалось настоять на своем, зато сыну дома влетело по первое число, вспоминает Николай Михайлович. Зинаида Алексеевна Прокофьева, заслуженный учитель Российской Федерации, отдала школе 55 лет, ее сестра, Мария Алексеевна Соколова, долгие годы проработала в первой школе и тоже была удостоена звания заслуженногоучителя.

– Кажется, было предопределено, что Вы – продолжатель славной учительской династии…

– Ничего подобного. Мой дядя, Борис Алексеевич Соколов, был известным артистом драмтеатра. Он много занимался со мной и видел какие-то способности. В театре я, действительно, играл. Это был районный театр, мы давали спектакли в ДК «Планета», и зал набивался под завязку. В 1963 году дядя умер, идея стать артистом отпала как-то сама собой. Тогда была мода на военные училища, но и этот вариант я отмел не по мне. Выбора-то, собственно, и не было – пошел в пединститут, на истфак. Денег всегда не хватало, поэтому мало учился, но много работал (разгружал все, что можно) и…

играл. В то время состав сборной команды по волейболу или баскетболу хорошо кормили – давали талоны на завтрак, обед и ужин.

С третьего курса, то есть с 1967 года, директор 33-й школы Винокуров уже приглашал меня на замену учителей, и я вел уроки. Поэтому третья юбилейная дата, которая приходится на нынешний год, – 40 лет стажа.

Строитель по судьбе

За сорок лет педагогического стажа Николай Михайлович был учителем, директором и заведующим районо. Он убежден, что работа учителя – самая творческая и интересная. В 35-й школе, с которой все начиналось, он преподавал историю и вел секции баскетбола и спортивного ориентирования. По спортивному ориентированию команда 35-й пять раз была чемпионом области и даже вошла в пятерку сильнейших команд всей России.

– А когда Вы впервые стали директором школы?

– 25 лет назад (еще один юбилей!). Тогда директор 52-й школы, куда я перешел после закрытия 35-й школы, Радий Николаевич Шаркаев возглавил гороно, а меня уговорил занять его место. Кажется, я был самым молодым на то время директором, сил было полно. И начал я с перестройки – раздевалки.

– Пять лет спустя, в 33-й, свое директорство Вы тоже начали с перестройки (даже со стройки!).

Может, у Вас призвание быть директором-строителем?

– Да нет призвания, есть судьба.

После моего ухода из районо мне предложили стать директором одной из трех школ. Мог бы ведь и 24-ю школу-новостройку выбрать, но выбрал 33-ю…

Сначала рухнул потолок

Все началось 10 ноября 1987 года, когда Николай Михайлович только заступил на должность. В одном из классов упал огромный кусок потолка, даже пол пробил. Чудом не погибла девочка, которая должна была сидеть на этом месте. Не сидела, потому что учительница отпустила ребят раньше звонка… Старое здание школы буквально разваливалось, и директор в декабре приступил к замене перекрытий здания. Уже к 1 сентября дети вошли в обновленную школу. За эти полгода, вспоминает Николай Михайлович, 12 ребят из 33-й сняли с учета в милиции. Хулиганить им было некогда: после уроков вся школа вкалывала на стройке.

– Мы едва не упустили из виду пятый Ваш юбилей – 20 лет директорства в 33-й! Самое главное для Вас за последние 20 лет?

– В 90-м году мы открыли гимназические классы, через пять лет стали полной гимназией.

За 2001-2005 годы сделали большой капитальный ремонт. Практически перестроили здание, не покидая его, не прерывая учебного процесса. Удивительно, что все эти события можно обозначить всего парой предложений…

– Вы сегодня вспоминали свое детство в 33-й. Жизнь ведь за полвека перевернулась. Вместо школы теперь гимназия, а дети стали другими?

– Я знаю, что они стали более раскованными, коммуникабельными, интересными. И прагматичными. Самое ценное в гимназии то, что дети здесь по-прежнему хотят учиться, им здесь интересно. Это нам удалось сохранить, и это большое достижение – самое большое… Хотя у нас много других побед. Я горжусь своим коллективом. Чего стоит только то, что наша Екатерина Владимировна Уба вошла в пятерку лучших учителей России. Это ее победа, но на эту победу работала вся гимназия.

– Сейчас много говорят о кризисе учительской профессии, о том, что она вымирает…

– Вполне вероятно, что через пять лет некому вообще будет учить. У нас в гимназии средний возраст учителей – 42,6 года. А есть школы, где половина учителей пенсионного возраста…

– Школа сегодня – площадка для реализации идей, которые спускают сверху. Вы – практик как относитесь к этим переменам?

– Многие не принимаю. Например, ЕГЭ. Я уверен, что нельзя забывать опыт так называемой старой школы.

Нынешним реформаторам неплохо бы обратиться к работам выдающихся педагогов, Ушинского, например… Одними реформами школу не возродить.

Известно: то, что дешево, не может быть хорошим. А школа сейчас государствунедорого обходится.

– В современных условиях директор школы – кто?

– Менеджер-управленец – прежде всего. Человек, который умеет договариваться, из ничего делать чтото… Хотя, на мой взгляд, директор должен быть учителем учителей…

Жизнь школы гораздо интереснее, чем управленческие дела.

– Ваши ощущения как юбиляра?

– Во-первых, сам не могу поверить в эту серьезную дату. Ну если шестьдесят лет – время, когда надо подводить какие-то итоги и делать выводы, то скажу так: судьбу ругать не надо.

Что было, то и хорошо. Всю жизнь делал дело, и результат вроде есть.

Записала Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА.