Если в школе мало учеников и слаба ее материально-техническая база, то ее легче закрыть – таков, видимо, подход властей к реализации приоритетного национального проекта «Образование».

Ликвидация сельских школ продолжается в регионе уже не один год – за последние два года, например, в селах было закрыто 30 школ. Пути дальнейшего «реформирования» системы образования в области обсуждались позавчера на правительственном часе в областном Законодательном Собрании.

Реструктуризация, оптимизация, реорганизация определений на заседании звучало множество. Суть массу деревенских школ закроют сразу либо в несколько этапов.

Министр образования и социального развития области Тамара Девяткина, приводя доводы в пользу оптимизации сети школ, докладывала: контингент обучающихся 1-11 классов дневных общеобразовательных учреждений с 2005 по 2006 год сократился на 7 процентов (с 136544 до 127000). Несмотря на сокращение числа школ, говорилось в докладе, их средняя наполняемость снизилась за год с 218 до 215 человек, уменьшился и показатель, характеризующий количество обучающихся, приходящихся на одного учителя, с 9,75 до 9,64. «В 2007-2008 учебном году ожидается сокращение учащихся еще на 3,7 процента. Данные характеристики, – подытожила министр, – говорят о необходимости продолжения работы по оптимизации сети и ее реструктуризации».

49 школ подвергнутся реорганизации уже в следующем году. Будут ликвидированы Новокалдинская начальная школа в Майнском районе и Солнцевская в Цильнинском, закрыты начальная школа в селе Полянки (Сурский район) и основная Боровская в Мелекесском…

Реорганизация, доказывали чиновники, не значит закрытие. Часть средних школ будет преобразована в общие, общие, в свою очередь, – в начальные. Часть утратит статус юридического лица и станет филиалами базовых школ, в помещениях других, по их словам, будут размещены детские сады и библиотеки.

Однако все это, по мнению жителей сел, – целенаправленные шаги к ликвидации школ. Так считают в селе Кирюшкино (Старокулаткинский район), общеобразовательная школа в котором должна быть реорганизована в начальную. Все 172 жителя села на сходе граждан высказались против данной инициативы и даже за то, чтобы уменьшить затраты на ее функционирование, выразив готовность самостоятельно общими силами заготавливать дрова для отопления школы.

Настораживает сельчан и тот факт, что чиновники, говоря о сокращении в случае реорганизации школ расходов, замалчивают о немалых средствах, необходимых на преобразование бывшей школы в детский сад или библиотеку.

145 малокомплектных школ (нормативная наполняемость классов в городских школах области составляет 25 человек, в сельских – 14) решили все-таки оставить и даже запланировали на их поддержку 140 миллионов из облбюджета. Однако множество учебных заведений, об этом говорила уже директор Должниковской основной общеобразовательной школы (Базарносызганский район), в эту категорию не попали. «Получается, – говорила она, – много учеников – плохо, не попадешь в разряд малокомплектных, и мало тоже плохо, закроют».

В ответ чиновники твердили о планах по закупке школьных автобусов и подвозе детей.

Директорам сельских школ, приглашенным на заседание, пришлось объяснять чиновникам, что такое сельское бездорожье. У жителей села Петровское (Чердаклинский район), например, имеется акт обследования дороги, по которой предполагается осуществлять подвоз детей в Богдашкинскую среднюю школу. Участок дороги, говорится в заключении, не соответствует никаким допустимым нормам, а также требованиям обеспечения безопасности перевозок пассажиров («встречный разъезд в зимнее время затруднен и опасен»).

Кроме качества дорог, отмечали представители школ, есть и такие факторы, как транспортнаяусталость, дети окажутся фактически оторванными от дома, что недопустимо для сельских семей с их подворьем.

В конце концов село, оказавшись без школы, фактически являющейся социокультурным центром, обречено на вымирание. Уедут оставшиеся без средств к существованию учителя, оставшаяся молодежь…

«Где соблюдение конституционного права сельского жителя на доступное образование? – задавала вопрос депутатам и чиновникам директор одной из школ. – Остается только в ООН писать?..».