В нынешнем году в нашей области работают 591 школа различного уровня обучения (71 – начальная, 126 – основные, 394 – средние). С каждым учебным годом возникает вопрос о закрытии в некоторых селах школ или их реструктуризации, то есть переведении на более низкий уровень. Но процесс этот не идёт на пользу развитию села и, что самое важное, развитию детей.

Не для кого не секрет, что ряд сельских школ сегодня находится в весьма плачевном состоянии – слабая материально-техническая база, нехватка педагогов. Наполняемость школ – ниже 50 процентов, а то меньше. В этих условиях страдает качество обучения. В связи с малой численностью школьников происходит резкое удорожание расходов на одного обучающегося. Учитывая, что сегодня все наши образовательные учреждения переведены на собственные бюджеты, – их выживание становится весьма проблематичным.

Например, в селе Кирюшкино в Старокулаткинском районе живут 172 человека. В школу, находящуюся в хорошем состоянии, которую хотят реорганизовать из общеобразовательной в… начальную, ходят 33 ребенка (это на 1 больше, чем год назад). При этом она рассчитана на гораздо большее число учащихся. Цена вопроса сохранения школы – 700 тысяч рублей в год. Жители села даже готовы сами за свой счет заготавливать дрова для отопления здания. Это сэкономит примерно 200 тысяч рублей. А где взять остальные 500 тысяч? На этот вопрос никто ответа пока не дает.

Есть, конечно, вариант. В марте этого года постановлением Правительства области 145 школ, в которых обучаются 5507 учеников, отнесены в разряд малокомплектных. Это решение позволяет областному центру направлять в районы, где находятся эти учреждения, дополнительные средства (субвенции) на жизнеобеспечение данных школ. Предполагается, что в следующем году на это будет дополнительно потрачено 140 миллионов рублей.

Но, как показывает пример Кирюшино, не все нуждающиеся в помощи школы попали в этот реестр. Таких учреждений по области еще много. Учитывая, что по прогнозам в 2007-2008 учебном году ожидается сокращение учащихся дневных общеобразовательных школ на 4697 (!) человек, школ, нуждающихся в помощи, может стать еще больше.

Раньше говорили – не будет в селе храма, не будет и села. Сегодня говорят уже по-другому – нет в селе школы, нет и села. Учебных же заведений с каждым годом становится всё меньше. В ближайший учебный год планируется реорганизовать 49 общеобразовательных школ. Пять – и вовсе закроют. В Майнском районе – Новокалдинская начальная школа (обучается всего 2 человека), в Сурском районе – школа в селе Полянки (3 ученика), в Цильнинском районе из-за отсутствия детей с сентября 2003 года приостановлена деятельность Солнцевской и Садковской начальных школ, в Мелекесском районе будет закрыта Боровская основная школа (в ней учатся 30 человек, но основная причина – отсутствие педагогов – осталось всего 3 учителя). При этом, конечно, везде решен вопрос о подвозе детей в школы соседних сел (это от 3 до 9 км), но разве это решение проблемы?

Как показывает практика, исчезновение школы ведет к разрушению сел. Не всем родителям нравится, что их дети учатся «где-то там» и переезжают всей семьей в другие села. Увы, пока с этим процессом ничего поделать нельзя.

Один из вариантов – объединение школ с другими культурными и учебными учреждениями. Например, в поселке Языково в школе, рассчитанной на 800 детей, учатся 405 ребят, но зато в этом же здании находится Дом Творчества, библиотека, музыкальный кружок и т.д. Теперь по-научному этот симбиоз называется социокультурным центром. Также в области уже действуют зведения, объединяющие в себе сразу и дошкольное и школьное образование. Некоторые школы получили статус филиалов, что облегчает проблему их финансирования.

То есть способы сохранения школ есть и надо приложить все средства и ссилы, чтобы не возвращаться нам в те темные дореволюционные времена, где на деревенщине царила полная безграмотность.