«СК» уже рассказывал о жительнице Железнодорожного района, которая в суде блестяще выиграла иск к управляющей компании «Южное». В результате суд обязал «коммунальщиков» не только полностью отремонтировать старый дом по улице Варейкиса, 23, но и убирать там подъезды.

Это сообщение нашло горячий отклик у наших читателей: героиней публикации восхищались и хотели перенять ее опыт. А недавно Александра Кузнецова прислала в «СК» электронное письмо, в котором подробно рассказала о плодах своей победы. Ее новый опыт сложился в горький фельетон, но мы взяли из него только информационную часть.

Суть ее в следующем: УК «Южное» и подрядная организация, которая обслуживает упомянутый дом, инициировали собрание, на котором объяснили жильцам, как и в какой части будут выполнять решение суда.

«Коммунальщики» подошли к документу творчески, поэтому некоторые пункты своих обязательств вовсе опустили. Например, отказались ремонтировать трубы холодного водоснабжения и водоотведения до уплаты долга жильцами. Что касается уборки подъездов, то согласились обеспечить ее при условии, что каждый жилец будет скидываться по десять рублей. И дальше в том же духе по каждому пункту решения суда… Эту ситуацию мы предложили прокомментировать руководителю Центра защиты прав потребителей Григорию Каленову. Получилось подробное руководство к действию на тему, как вести себя, если суд выигран…

Нужно идти по пути, предусмотренному законом, подчеркивает правозащитник потребителей. Когда решение вступило в законную силу (то есть на нем стоит соответствующий штамп), бывший истец отправляется в суд за исполнительным листом. Этот документ нужно отнести в службу судебных приставов-исполнителей по конкретному району.

Там в исполнительном листе поставят отметку, что он принят. Имя, фамилию и телефон пристава-исполнителя, который возьмет на контроль конкретное дело, могут сообщить сразу или несколькими днями позже, письменно. В любом случае вы получите сообщение, что возбуждено исполнительное производство.

Далее пристав направляет должнику письменное сообщение с предложением в определенный срок исполнить судебное решение. Обычно – в течение пяти дней. Если должник по каким-то причинам (понятно, что крышу за пять дней отремонтировать невозможно) не может уложиться в определенный срок, то назначаются сроки реальные и обоснованные.

Пристав же связывается с бывшим истцом и сообщает об изменениях.

Допустим, согласие получено, тогда составляется документ, где эти новые сроки будут зафиксированы.

Если они нарушаются, то пристав может начать процедуру принудительного исполнения судебного решения, то есть может наложить штрафы на руководителя предприятия или найти организацию, которая выполнит работы за счет должника.

Главное, говорит Каленов, что контроль за исполнением решения суда осуществляется с двух сторон: со стороны бывшего истца и судебного пристава-исполнителя. Причем у последнего – довольно широкий круг полномочий и большая степень ответственности. Специалистам в сфере защиты прав потребителей пока неизвестны случаи, когда в делах подобного плана приставам приходилось бы прибегать к принудительному исполнению судебного решения. Ситуацию, описанную Кузнецовой, вероятно, можно списать на некомпетентность «коммунальщиков». Или, может, на желание потрепать людям нервы? В таком случае жильцам стоит уклониться от неприятного общения и теснее сотрудничать со службой судебных приставов.