18-19 июня в Ульяновске прошел семинар для журналистов «Реализация социально-значимых программ и развитие Ульяновской области. Роль СМИ», организованный Управлением по связям с общественностью аппарата правительства Ульяновской области и Фонда Развития Информационной Политики (ФРИП).

В колонном зале правительства Ульяновской области за круглым столом встретились представители местных СМИ (преимущественно редактора районных газет) и специалисты-эксперты из столицы. Как всегда, ФРИП сумел пригласить для разговора с журналистами интереснейших людей, но с самого начала что-то задевало душу, какое-то ощущение несоответствия. Вероятно, это несовпадение между «громадьем» задач, уровнем посетивших нас специалистов и той горсткой сидящих напротив них людей, которым вся эта важная информация была адресована. Может быть, ощущение это субъективно, ведь не кажется другим странным и даже несколько карикатурным наличие в провинциальном масштабе и правительства, и колонного зала.

Рассматривалась роль СМИ в реализации заявленных Президентом России приоритетных национальных проектов (ПНП). За прошедшее с 5 сентября 2005 года время мало что изменилось в образовании, в сельском хозяйстве (АПК), в здравоохранении, в реализации призыва сделать жилье доступным. Причем, если в первом проекте россияне замечают позитивные сдвиги, то в последнем картина представляется мрачноватой: недоверие и недовольство растет. В отношении ПНП в народе преобладает позиция пассивности, недоверия, пофигизма (тоже ПНП): сам, Путин, заявил, сам и делай!.. Для того мы и выбрали Президента, для того и кормим правительство.

Рейтинг Владимира Путина в стране исключительно высок, но предположить, что он сам или даже с помощью армии чиновников может поднять благосостояние россиян на качественно новую ступень – полный абсурд. Госчиновники всех уровней проводят заседания и совещания, подконтрольные СМИ прилежно их «освещают». Но прокручивается шестеренка вхолостую! Бурная активность сверху не затрагивает огромные народные массы, ради блага которых все и затеяли. Ну-ка, ну-ка!.. Что же это за винтик испортился? Да оказывается этот винтик – мы, средства массовой информации!

С полной очевидностью исключительную роль журналистов «в смычке» между правительством и народом обрисовали на семинаре эксперты ФРИП. Автор отмеченной премией Союза журналистов России книги «Газета успеха» Владимир Касютин указывает важные причины провала информационной политики:

– Преобладает формальный подход, нет аналитики. Нет продуманной информационной кампании по освещению национальных проектов.

Руководитель отдела социологии фонда ИНДЕМ, эксперт ФРИП Владимир Римский заметил, что еще в своем первом выступлении по национальным проектам Президент заявлял о высоких рисках в их реализации. Однако риски в прессе не обсуждались, не рассматривались рыночные способы реализации проектов.

– У нас считают – либо рынок, либо планирование. Это не так. Необходимо планирование, мониторинг, прогноз, использование рыночных механизмов. Здесь нет противоречия. Требуется разъяснение этого многосложного вопроса. Национальные проекты должны быть понятны обществу.

Много ли сделали газеты для того, чтобы каждый увидел в проектах важное для себя и для своих близких, чтобы наши земляки с помощью журналистов задумались и сами поняли что или кто стоит на пути улучшения их жизни?

Владимир Львович называет препятствия на пути реализации ПНП: системная коррупция, нехватка квалифицированных кадров, низкая активность граждан, нет механизма проявления и реализации активности регионов, конкретных организаций, конкретных людей, а также то, что реализация проектов остается задачей государственной власти. Все эти препятствия могут быть преодолены лишь при вовлечении в процесс субъекта, заинтересованного в решении своих проблем – самих граждан. Как отметил Александр Куликов, пердседатель Правления НП «Центр инноваций Конгресса муницапальных образований РФ, стартегический план – документ общественного СОГЛАСИЯ. О каком согласии можно говорить, если людям не интересно читать о НИП?

Как вовлечь граждан в реализацию национальных проектов? Конечно, через обсуждение! Кто это может сделать? Понятно – СМИ! Делается ли это? Увы! Хотя, по мнению социологов, наибольшую заинтересованность и понимание личной пользы в реализации ПНП проявляет наиболее образованная часть общества, сотрудники редакций, похоже, к их числу не относятся. А ведь они должны были бы не только понять значимочть проектов, но и перевести его на язык простого народа, на язык нужд и Возможно, есть и другие причины равнодушия журналистов к национальным проектам? Как получилось, что СМИ (как видно на примере ПНП) стало негодным винтиком в сложном механизме нашего общества?

Декан факультета журналистики МГУ Ясен Засурский неоднократно высказывал мнение о системном кризисе в российской прессе, причину которого видит в отсутствии института независимых СМИ. Все наши печатные органы прямо или косвенно обслуживают чьи-то интересы, выражают мнение органов власти или капитала. С одной стороны понятно: кто платит, тот и заказывает музыку. С другой стороны, скоро ли мы сами научимся «заказывать» – выбирать во власть таких мудрых руководителей, которые понимают правильно роль СМИ? Конечно, можно во всех подконтрольных изданиях постоянно размещать свои портреты и славословия в свой адрес. Но кто же донесет слово народа, от кого узнаешь правду, кто не позволит оступиться – нанести вред тем, кто тебе доверил власть? Как может, например, газета быть площадкой для общественного диалога, если редактор озабочен стремлением понравиться руководителям?

Прошедший семинар был замечателен тем, что прозвучало много ценных рекомендаций, применимых прямо сейчас в любой редакции – обсудить, переосмыслить, адаптировать к своим условиям – и в дело! За это хочется поблагодарить организаторов. Что касается необходимости активизировать общественный диалог и прервать дремоту нации… Вызывает сомнение такая возможность в среде ульяновских СМИ. Уж слишком они «зарегулированы», что остается на совести журналистов-чиновников и руководства области.