Возможно ли в современных условиях работать на земле с пользой для себя и для других? Вполне. И примеров этому в пределах нашей области немало. Побываем в селе Репьевка Новоспасского района.
Юг области, пять районов. Здесь посуше, побольше солнца. Земли разные, есть хорошие черноземы, но есть и супеси, подзолы. Директор ЗАО «Крупянник-Агро» Александр Иванович Петров приглашает нас заехать на территорию хозяйства. Сюда пускают не каждого. Здесь зерносклады, стоит техника, все под круглосуточной охраной. По-другому сейчас нельзя. В неторопливом разговоре узнаю подробности последних лет. Невольно вспоминаю прошлое этих мест. И подумал: рассказать о тех днях хотя бы вкратце стоит. Как говорят в народе – для науки.
Показуха – дело не крестьянское
Тогда в главном обкомовском кресле сидел Бабай – Анатолий Андрианович Скочилов, а в Репьевке колхозом «Россия» руководил Петр Иванович Каширин. Объединяла их крепкая мужская дружба, и без всякого зубоскальства скажем, что не на последнем месте стояло хорошее застолье.
Тогда же Скочилов решил из колхоза «Россия» сделать показательное хозяйство, но обыкновенное село Репьевка, как центральная усадьба, мужиков явно не устраивало. Здесь открыли музей, стащив в него со всей округи соху, ткацкий стан, все горшки и плошки. А в чистом поле, поближе к автостраде Москва-Куйбышев, за короткий срок возвели совершенно новое село – Красносельск. Новостройка впечатляла. Прекрасное здание конторы, добротные жилые дома, широкий машинный двор, белокаменная средняя школа, участковая больница. Техника, удобрения поступали в том количестве, в котором нуждался колхоз.
Но вот Каширин ушел на пенсию. В 1977 году оставил земную юдоль Скочилов. На старой закваске Красносельск еще продолжал благоденствовать, но дела колхоза «Россия» стали никнуть, как трава под палящим солнцем. И правда, добрая половина земель здесь с песком, удобная больше для ковылей, нежели для пшеницы. Не случайно, на этой земле была выведена бестужевская порода коров, неприхотливых к грубым кормам. Так или иначе, показательное хозяйство стало рядовым, а потом и вовсе захирело. Словом, показуха, если где-то и может сохранять свой лик продолжительное время, то на селе она неизбежно гибнет, если ее перестать подпитывать извне.
В последнее время колхоз «Россия» стал банкротомь, но лучшие его земли не заросли бурьяном в силу того, что оказались в руках смекалистых, предприимчивых людей.
Побольше бы таких крупянников!
ЗАО «Крупянник-Агро», которое за последние два десятилетия меняло вывеску, выжило, и в итоге – довольно крепко встало на ноги. Верно говорят: все зависит от человека. Разруха – разрухой, да ведь налицо и безволие, живут по поговорке – куда кривая вывезет. Но есть и десятки сельхозкооперативов, которые, несмотря ни на что, держатся за землю. Вот и «Крупянник-Агро», в котором трудится 75 человек, прирезало к своей земле шесть тысяч гектаров, оставленных на произвол судьбы колхозом «Россия».
Но сегодня судьба у этой земли совсем иная. Если, к примеру, Фарид Файзуллин выводит в поле свой К-700, то будь уверен, почва под посев зерновых будет подготовлена по всем агротехническим правилам. Выходит на жатву Александр Рябов – контролеров за ним не ставят. Все будет сделано на совесть. И вот здесь следует отметить простой, но очень разумный подход к хозяйствованию. Александр Иванович говорит, что уборку хлебов вполне возможно было бы производить старыми отечественными комбайнами. Но их потребуется не менее полутора десятков. И сразу возникают проблемы. Комбайны будут ломаться и простаивать. Эти машины теряют зерно, количество потерь даже трудно установить. Пошли по другому пути. Приобрели два немецких комбайна фирмы «Клаас». В прошлом году ими были обмолочены все зерновые поля. Но потребовалось от людей и от машин большое напряжение. В этом году приобрели третий «Клаас». Этот уже собран в Краснодарском крае. Он мощнее прежних, а то, что собран в России, на его качестве никак не отразилось, ведь по сути дела, транспортировка машин из Германии так и так происходит по частям.
Но самое-то главное – было бы что убирать. Едем в поле. Не просто посмотреть зеленя, а сортоиспытательные делянки, которых здесь более ста. Первый их радетель – главный агроном Николай Иванович Бычков. С давних пор он убежден, что для южных районов нужны такие сорта зерновых, которые бы здесь прошли обкатку. А то ведь как было? Подберут сорт, допустим, пшеницы, которая дает высокий урожай. Засевают солидный клин, а ко времени жатвы и убирать нечего. В чем дело? А в том, что сорт этот давал большую массу зерна на совершенно другой земле, в другом регионе.
Вот в Репьевке сегодня и испытывают множество сортов, которым местная земля давала бы силу. Главный агроном держит постоянную связь с учеными Ульяновской сельхозакадемии. В частности, профессор Николай Васильевич Тупицын, известный в Поволжье сортовед, сюда приезжает не как гость, а как работник, закатывающий на кромке поля рукава.
Таковы нынешние дела репьевских земледельцев. Живи и здравствуй «Крупянник-Агро»!