Юбилей народной артистки России Зои Самсоновой стал для Ульяновского театра драмы замечательным поводом подарить её поклонникам яркое зрелище под названием «Бенефис».

Мы встретились с Зоей Михайловной за кулисами, когда она готовилась репетировать роль Екатерины Великой в пьесе Бернарда Шоу. Царственная осанка чувствовалась в каждом движении, в каждом повороте головы актрисы… Но стоило задать вопрос, и она начинала шутить и улыбаться, напрочь забыв о величии.

– У меня были выдающиеся педагоги: Светлана Собинова, Ольга Андровская. Григорий Конский. Какие фамилии! Они давно вписаны в театральные учебники, где звания и регалии этих людей не помещаются на одной странице. Ольгу Николаевну Андровскую студенты носили на руках в буквальном смысле слова. После спектакля «Соло для часов с боем» мы выстраивались у служебного входа МХАТа, и, когда выходила «легенда», мальчишки-однокурсники брали ее на руки и несли до машины. Светлана Леонидовна Собинова (дочь выдающегося певца Леонида Собинова и жена выдающегося писателя Льва Кассиля) любила приглашать нас в свой дом-музей. Здесь мы получали замечательные уроки мастерства актера.

– В ГИТИСе (ныне Российская академия театрального искусства в Москве) вы повстречали своего будущего мужа Константина Юченкова?

– Мы вместе поступали в институт, вместе познавали азы профессии. Но сблизились случайно, на студенческой «вылазке в лес». Костер, песни под гитару (Костя хорошо пел), звезды на небе. Когда стали укладываться спать, выяснилось, что у нас на двоих один спальный мешок. После такого знака судьбы мы с Костей уже не разлучались. Поженились на третьем курсе и сразу после выпускного уехали в Ульяновск. Это было в 1969 году.

– Свою первую большую роль на ульяновской сцене помните?

– Конечно. В спектакле «В ночь лунного затмения» я сыграла башкирскую девушку Зубаржат. В постановке были заняты звезды театра: Георгий Муромский, Надежда Сухорукова, Клара Шадько. На премьере так волновалась, что у меня стучали не только зубы, но и колени. Сижу на стульчике, говорю текст, а коленки отстукивают «чечетку». Казалось, что этот стук слышат все зрители.

– Юченковы – самая известная в нашем городе театральная династия. Как вы вошли в эту необычную семью?

– Костиного отца, народного артиста Украины Глеба Юченкова, в театре и сегодня называют патриархом сцены. В свое время он снимался в роли Ленина в фильмах «Правда» и «День первый». Работал над образом вождя и на ульяновской сцене. К тому времени, как мы пришли в театр, Глеб Иванович играл здесь все «звездные» роли. Моя свекровь, Ирина Константиновна Браун, тоже была великолепной актрисой, но ради внука (моего сына Дениса) оставила сцену. Даже после нашего с Костей развода и его отъезда в другой театр мы с сыном жили у родителей мужа. До конца своих дней они были для нас самыми близкими и самыми дорогими людьми. Теперь я думаю, что могла бы выйти замуж второй раз. Но только опять за Костю.

– Расскажите о вашем сыне, актёре Денисе Юченкове.

– Я играла спектакли до самого его рождения, до последнего скрывала свое положение – так хотелось работать! Тогдашний главный режиссер нашего театра Вера Андреевна Ефремова, узнав, что я ухожу в декрет, воскликнула: «Да где же?!»… Новорожденный Денис был окутан белой пленкой. Принимавший роды врач сказал: «В рубашке родился». Сегодня Денис – ведущий актер Московского театра «У Никитских ворот». До этого мы 10 лет играли на одной сцене. Я могу им гордиться. Сын ни разу не дал мне повода усомниться в его актерских способностях и человеческих качествах. Никогда «не хватал звезд с неба», а упорно трудился.

– Какие свои роли вы считаете самыми значительными?

– Думаю, в последние годы – в спектаклях Юрия Копылова: дотошная служанка Дорина в «Тартюфе», звезда сцены Элизабет в «Занозе». Люблю свою Мисс Маркати в «Неугомонном духе», Секлиту в пьесе «За двумя зайцами», Сирену в «Сирене и Виктории», Корову Зорьку в «Очень простой истории», и, конечно, Мавру Тарасовну в «Правде – хорошо, а счастье – лучше». Ведь в каждой роли — часть меня самой.

– В театре удивляются, как вам удаётся всегда быть в хорошем настроении и сохранять со всеми добрые отношения?

– У меня это в генах. Моя бабушка из дворянского рода, она знала три языка, а дедушка был генералом царской армии. Просто надо уметь прощать и понимать, не позволять себе опускаться до низменных человеческих проявлений, «звездной болезни», например. И я действительно люблю всех своих партнеров по сцене!

– Сегодня с вами вместе на сцену выходят ваши ученики…

– За глаза мои студенты называют меня «мама Зоя». Мне нравится. Преподавая мастерство, самосовершенствуюсь, так же, как мои студенты. Я в университете с открытия факультета культуры и искусства, а это уже 10 лет. Когда у кого-то из ребят с нашей «фабрики звезд» получается интересная роль, я счастлива. И переживаю, если у них что-то не удается. Одним словом, люблю! И они отвечают мне взаимностью.

– Как вы отметили юбилейный день рождения?

– Дома, по-семейному. Собрались самые близкие друзья, было много звонков, поздравлений. Очень приятно было получить цветы и подарок от губернатора Сергея Ивановича Морозова. Несмотря на свою занятость, он зашел в театр и поздравил меня с юбилеем.

– Кто выбирал пьесу для вашего бенефиса?

– Художественный руководитель театра Юрий Семёнович Копылов. Признаться, мне давно хотелось заглянуть в глубины характера Великой Императрицы. А потом, я уже несколько раз облачалась в костюм Её Величества, когда изображала Екатерину на городских праздниках и торжествах. Все говорят, мы очень похожи. Как не использовать такую возможность? Поставил спектакль режиссёр Евгений Редюк, создала замечательные царские наряды художник Ольга Соломко. Бенефис завтра – 28 июня.. Надеюсь, что зрителям наше представление придётся по душе.