В следующем, юбилейном для Ульяновска, году нас ждет, похоже, всего лишь повторение карсунской праздничной программы.

Один на всех Хитрово Крепость, а ныне рабочий поселок, Карсун, согласно историческим документам, была основана в 1647 году. Согласно тем же документам, всего год спустя – в 1648 году – появился и Симбирск. Чуть позже – в 1650-м – Тагай. Ну и так далее: населенные пункты будущей Ульяновской области с появлением на территории нашего региона Богдана Хитрово начали расти как грибы. Виноват, конечно, в этом был не сам Хитрово, вдруг увлекшийся строительством, а царь Алексей Михайлович. Ему надо было защищать неукрепленные тогда границы Российского государства.

Вот и было велено Хитрово строить крепости – возводить засечную черту. И именно ее пунктами становились нынешние города и поселки Ульяновской области.

С тех пор прошло уже триста лет, населенные пункты начали отсчитывать четвертые столетия и в преддверии векового юбилея все ярче отмечать каждый свой десяток. Вероятно, сегодняшние власть имущие не рассчитывают дожить в своих должностях до совсем уж крупного юбилея, вот и разоряются на все круглые даты.

А на что логичнее всего разориться в городской день рождения? Ответ очевиден: если, отмечая день рождения ребенка, надо обязательно поздравить и его родителей, то, отмечая День города, надо вспомнить и о его основателе. То есть о том самом Богдане Матвеевиче Хитрово.

О его существовании, правда, до сих пор спорят историки, но устроителей праздников это мало волнует – главное, чтобы было, чью память увековечивать.

В итоге в Ульяновске уже не первый год собираются устанавливать памятник Богдану Матвеевичу. И на следующий, 360-й, день рождения, наверное, все-таки поставят. Уже и проект выбрали – скульптор Олег Клюев разместит на эспланаде Хитрово верхом на скакуне. Но, увы, несмотря на резвого коня, в Ульяновск Богдан Матвеевич немного запоздает – первыми нам в деле установления ему памятников уже не быть.

История повторяется: Карсун, как и три века назад, успел опередить областной центр. В нем в минувшие выходные во время празднования юбилея уже появился памятник боярину-строителю. Автором бюста Хитрово стал все тот же Олег Клюев можно порадоваться хотя бы тому, что лица у карсунского и ульяновского Богданов будут одинаковыми, а то ведь ни одного достоверного изображения боярина не сохранилось.

Итак, получается, что центральное событие будущего ульяновского юбилея уже не станет оригинальным – мы всего лишь повторим Карсун.

Возможно, то же произойдет и с театрализованным представлением, посвященным основанию и истории населенного пункта. В Карсуне на сцене, собранной из свежего сруба и изображавшей крепостную стену, перед зрителями прошли исторические эпохи. Представление выглядело интересно, но вызывало подозрение, что это – всего лишь репетиция перед более крупным ульяновским праздником. Не зря же в нем упоминалась великая Волга, до которой от Карсуна добрая сотня километров.

И проблемы с водкой – общие Что касается остальной, менее культурной, части юбилейной карсунской программы, то и она рискует повториться в Ульяновске. Ведь не обойдется наш праздник без свежеприбранных парков, в глубине которых скроются собранные на скорую руку кучи мусора. Ну и, конечно, не обойдемся мы без уже ставшего традиционным для праздников запрета на продажу спиртного. Правда, с этой бедой ульяновцы, как и карсунцы, наверняка справятся. Так, в Карсуне, несмотря на официальный запрет, пиво продавалось в открытую, а отсутствие водки на прилавках только придавало празднику пикантности. В игру «найди водку» («Вот в том ларьке, где фиолетовые салфетки, должны продать», – объясняли торговцы) с удовольствием играли карсунцы и гости рабочего поселка.