Железнодорожники, похоже, всерьез обеспокоены угрозой оползней на волжском склоне в Ульяновске. Именно поэтому по приглашению Ульяновского отделения Куйбышевской железной дороги в город прибыли на прошлой неделе специалисты Научного центра горного производства (г.Тула). Один из них – кандидат технических наук Владимир Катюхин – является создателем собственного метода предотвращения оползневых катастроф.

Проблема сползающих земель для Ульяновска актуальна давно. Крупнейшие оползни произошли в 1902, 1915 и 1955 годах. Оползень 1902 года разрушил более двух километров железных дорог и речной порт в Симбирске, в 1915 и 1955 годах разрушения были еще значительнее.

В конце 50-х на волжском косогоре началось строительство дренажной системы. Всего было проложено 11 километров горизонтальных штолен и 6 километров дренажных прорезей.

– Средств и сил затратили много, но эффективность системы оказалась низкой, – считает Владимир Катюхин.

– Несущая функция штолен выполняется слабо, так как их овоидная (овальная) форма не выдерживает нагрузок, фильтрует система лишь десятую часть от общего объема воды.

У инженеров-геологов есть аксиома: если убрать из пород всю воду – оползней не будет. Однако проблема в том, что коэффициент фильтрации нижних пород крайне низкий и эффективного способа учеными не изобретено до сих пор. Хотя попытки предпринимались, в том числе и в Ульяновске.

Метод предотвращения оползневых явлений, разработанный Владимиром Катюхиным в институте «Тулапроект», был реализован в Томске на правом берегу реки Томь. Согласно заключению о работе дренажной горной выработки 1,5 километра проложенных на склоне штолен и 16 сквозных фильтров позволяют улавливать 85-90 процентов воды, а это 1,5 тысячи кубометров в сутки. Для сравнения, 11 километров штолен на волжском склоне Ульяновска пропускают за те же 24 часа лишь 500 кубометров воды.

Специфика разработанной институтом «Тулапроект» системы состоит в том, что она позволяет превратить хаотичный дренаж в регулируемый и управляемый процесс. «В вашем случае, – поясняет Катюхин, – достаточно было бы и пяти километров штолен, но проложены они должны быть именно там, где проходят основные действующие потоки воды. По нашим подсчетам, «ловить» с помощью новой системы на правом берегу Волги можно будет до трех тысяч кубометров воды в сутки, в шесть раз больше, чем сейчас».

Правда, оговаривается инженер, здесь существуют некоторые сложности при конструировании. Время упущено, и многие существующие штольни, которые можно было бы использовать, деформированы. Ихто время от времени ремонтируют, а вот вертикальные прорези забросили окончательно.

Наибольшее беспокойство у железнодорожников сегодня вызывает состояние участка правобережного склона Волги, расположенного ниже улицы Кирова. Последний раз противооползневые работы на данном косогоре проводились в 1996 году. Тогда 30 процентов расходов взял на себя областной бюджет, но из-за возникших финансовых проблем капитальные работы были приостановлены в 2002 году. Укрепляющий комплекс, поддерживающий склон, так и не был достроен. С 2002 года на волжском косогоре ведется лишь визуальное и геодезическое наблюдение. Весной 2005 года из-за большого количества осадков и повышения уровня грунтовых вод возникла серьезная опасность деформации косогора, что могло привести к разрушению железной и автомобильной дорог. В состоянии неустойчивого равновесия оползневый склон находится и сейчас.

– Ситуация грозит разрушением не только дорог, но и части городской территории с жилыми постройками, – говорит Владимир Катюхин.

По нашим исследованиям, в толще пород существует разлом и в зоне отрыва находится часть улицы Кирова. До жилых домов осталось не больше сотни метров.

Между тем, по данным регионального Управления МЧС, в целом правобережный волжский склон разрушается. Сползают к Волге Поливненский городской водозабор, строительная площадка нового моста, спуск Степана Разина, речной порт. Развитие оползневых процессов также наблюдается в поселках Ундоры, Городище, Сланцевый Рудник, Криуши, Шиловка и в Новоульяновске. Реальная угроза разрушения жилых домов нависла над Панской Слободой.

В Томске, где похожая ситуация и где из-за оползней были потеряны большие территории и строения, всерьез за проблему взялись, по словам Владимира Катюхина, только когда под водой мог оказаться уникальный Лагерный Сад – охраняемая природная зона с реликтовыми деревьями и старинными строениями. В Ульяновске над обрывом повисла филармония и много чего еще находится под угрозой обвала. На противооползневые работы у нас выделяется лишь десятая часть от необходимых средств, зато на оползневых склонах ведется несанкционированное строительство коттеджей.