В фойе киноконцертного зала Мемцентра состоялось открытие выставки «Галерея выдающихся уроженцев Симбирской губернии-Ульяновской области».

Общее цветовое решение галереи у меня вызвало определенные сомнения. Она резко диссонирует с общим стилем оформления мемцентра. Картины, написанные в темно-красных, темно – синих и коричневых тонах, на белых стенах фойе смотрятся как грубые заплаты. Часть портретов действительно высококлассные работы, но есть и откровенно низкого качества. Создается впечатление, что над ними поработали мастера по оформлению колхозных клубов из советских времен. Часть портретов вообще имеет весьма отдаленное сходство с реальными персонажами, а некоторые из них более похожи на неудачные шаржи. Создается ощущение, что художники работали по принципу «и так сойдет!».

Принцип отбора исторических персонажей тоже более чем странен. В названии выставки заложено слово «уроженцы», которое предопределяет следующий принцип: родился человек в Симбирске – быть ему в галерее, нет – извините. Если следовать этой логике, то в галерее нет места портретам, например, Ильи Николаевича Ульянова или экс-губернатора Юрия Фроловича Горячева. В то же время, как бы к ним не относится, но без них, как и без целого ряда других не уроженцев Симбирска, наша история уже не история, а нечто искусственно кастрированное.

Обращает на себя внимание преобладание в галерее портретов артистов, музыкантов, композиторов и литераторов. А вот другие сферы деятельности представлены откровенно скупо. Складывается мнение, что персонажей для галереи подбирал всего один человек самоуверенно полагающий, что его знания всесторонни, вкусы абсолютно безупречны, а оценки непререкаемы.

Например, недостаточно выдающимся оказался симбирский купец Федор Морозов. Он эмигрировал с семьей еще в 1917г. После долгих лет скитаний по чужбине Морозовы осели в Японии. Сегодня они владеют компанией, которая является в этой стране самым крупным производителем кондитерских изделий. В коллекции конфет фирмы есть серия «Русский национальный костюм», очень популярная у тамошнего местного населения. А в Токио, на главной деловой улице Гиндза, находится здание головного офиса фирмы, на котором красуется огромная надпись по-русски «Морозов из России». Выходит, что семья Морозовых популяризирует всеми доступными средствами Россию, а родина его не хочет вспомнить?

Устроители выставки не сочли достаточно достойным для увековечения и генерала Баданова. Того самого, чей танковый корпус в январе 1943г. получил приказ прорвать фронт противника и в глубоком тылу немцев разгромить аэродром возле станицы Тацинская. Когда бадановцы уходили в бой, все считали что они, даже если им удастся выполнить задание, неминуемо погибнут. Танкисты Баданова не только разгромили аэродром, но и вернулись с минимальными для такого смертельного рейда потерями. Этот рейд до сих пор изучают во многих танковых академиях мира. Но нашим авторам заграница не указ!

Нет в галерее портрета Геннадия Ирейкина – главного штурмана ЛИИ им. Громова и программы «Буран», человека широко известного не только среди летчиков всего бывшего СССР, но и мира. Он один из немногих советских летчиков удостоен знака Всемирной ассоциации штурманов. Нет в галерее портрета его друга, летчика-испытателя, космонавта – исследователя Сергея Тресвятского. Сергей входил в «десятку космонавта Волка», которая отрабатывала элементы, как беспилотного полета «Бурана», так и намечавшегося пилотируемого. А когда состоялись первые Игры доброй воли между командами СССР и США, Сергей участвовал в показательном бою между парой советских истребителей и парой американских. Американский пилот позже признал, что он никогда не хотел бы встретиться в настоящем бою с Сергеем.

Нет в галерее портрета геолога Ивана Громова, который в 30-х годах прошлого века в одиночку провел две зимовки на о. Врангеля в море Лаптевых, после чего его имя было присвоено одному из пиков на этом острове. В 1943 г. его направили на Дальний Восток руководить управлением, которое занималось поиском и разработкой месторождений руд редких металлов – шла подготовка к созданию советской атомной бомбы. Потом в течение долгих лет Громов руководил Институтом геологии СССР.

Как можно было забыть многолетнего первого секретаря обкома Анатолия Скочилова? Кстати, во многом благодаря его стараниям в Ульяновске был открыт Мемцентр, в котором авторы разместили свою полупамятную выставку.

Перечисленные выше имена наших выдающихся земляков лишь маленькая толика длинного списка, который просто необходимо составить. И увековечить их образы в галерее. Благо, места в фойе на всех хватит.